Структура механизма природопользования
Выдачи лицензий на комплексное природопользование.
Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
- экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований.
Эколого–правовой механизм представляет собой самостоятельный институт Российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива[79].
Механизм природопользования и охраны окружающей среды состоит из шести основных элементов, которые, в свою очередь, являются самостоятельными механизмами природопользования и охраны окружающей среды:
|
|
1) организационно-правовой (управленческий) механизм, включающий в себя две группы системообразующих инструментов:
- институциональные (система государственных органов управления природопользованием и ООС) и,
- функциональные формы управления: экологическая сертификация, экспертиза, лицензирование, мониторинг, контроль и др.;
2) экономико-правовой механизм — система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия) рационального природопользования и охраны окружающей среды:
- планирование и прогнозирование, финансирование, страхование, экономическое стимулирование, платежи и др.;
3) правовой механизм, который образуют основные правовые институты:
- юридическая ответственность; экологические правонарушения; экологический вред и способы его возмещения;
4) механизм особой охраны, включающий в себя систему специальных, установленных государством мероприятий по защите:
- правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов;
- особо опасных зон - экологически неблагополучных территорий находящихся в экологически опасной ситуации;
5)идеологический механизм: экологическое воспитание, экологическое образование и экологическая культура;
6) международно-правовой механизм — в зависимости от участия в нем государств делится на:
- универсальный и региональный; включает в себя следующие механизмы:
- конвенционные инструменты (многосторонние и двусторонние договоры);
- институциональные инструменты (международные организации и их органы, постоянно действующие конференции);
|
|
- ситуационные инструменты (переговоры, миссии, конференции и т. д.)[80].
Цель эколого-правового механизма - обеспечить материализацию эколого-правовой нормы.
Структура нормы эколого-правового механизма состоит из следующих элементов.
1. Природоохранительные нормы права. Их главная функция состоит в том, чтобы закрепить базовые (исходные) экологические императивы. Они сконцентрированы в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды»[81], который содержит следующие виды эколого-правовых норм:
- нормы принципы, закрепляющие основополагающие начала, идеи правового регулирования, что нашло закрепление в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
- нормы приоритеты (отраслевые, межотраслевые, общие, специальные);
- нормы императивы (запреты, лимиты на природопользование, лицензии на природопользование);
- нормы гарантии (экономические, санитарно гигиенические, организационно контрольные, юридические, культурно просветительные и др.).