Обязательства банка для целей анализа и управления целесообразно разделить на две группы:
- привлеченные ресурсы
- заемные ресурсы.
Для привлеченных ресурсов банка характерны следующие признаки:
– отсутствие гарантированного срока нахождения средств на счете в банке;
– для банка эта группа ресурсов является практически бесплатной (те минимальные проценты, которые банк платит физическим лицам по вкладам до востребования не играют заметную роль в расходах банка).
Таким образом, к привлеченным ресурсам банка относятся остатки средств на расчетных (текущих) счетах клиентов – юридических лиц, остатки средств на корреспондентских счетах банков-корреспондентов (счета типа «Лоро»), остатки по вкладам физических лиц типа «до востребования».
Заемные ресурсы обладают следующими признаками:
– существует срок займа этих ресурсов и этот срок известен банку;
– эти ресурсы являются платными для банка, т.е. за нахождение этих средств в банке банк платит определенный процент владельцу средств.
|
|
Следовательно, к заемным ресурсам банка относятся депозитные счета юридических лиц, срочные вклады физических лиц, кредиты, полученные от других кредитных организаций, а также собственные выпущенные банком векселя и облигации.
- Факторы, влияющие на размер обязательств
На формирование размеров привлеченных ресурсов любого банка оказывают влияние такие внешние факторы, как:
• общая экономическая ситуация в стране и регионе,
• состояние денежного рынка,
• уровень развития банковской системы,
• денежно-кредитная политика Банка России.
Депозитная политика коммерческого банка – это банковская политика по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективное управление процессом привлечения.
Депозитная политика включает стратегию и тактику банка по привлечению банковских ресурсов.
Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух позиций:
• В широком смысле — это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующей комбинации источнике средств.
• В узком смысле — это действия, направленные на удовлетворение потребности банка в ликвидности путем активного изыскания привлечения средств, в том числе и заемных.
Существует несколько стратегий депозитной политики.
Стратегия лидера - агрессивная политика (на рынке частных вкладов Сбербанк России);
Стратегия конкурента - направлена на достижение конкурентного преимущества на рынке путем развития филиальной сети, разработки и внедрения новых видов продуктов и услуг по всем направлениям банковской деятельности, установления привлекательных процентов по вкладам и осуществления больших затрат на рекламу (только крупные банки);
|
|
Стратегия специалиста - что банк не конкурирует с лидером по всем направлениям деятельности, а специализируется на одном или нескольких видах услуг (например, оказание услуг по телефону или через Интернет).
Стратегия догоняющего - банк не разрабатывает новых продуктов и услуг, а внедряет в жизнь те из них, которые хорошо себя зарекомендовали в других банках и по которым ясно, что затраты окупятся (большинство российских банков).
Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области пассивных операций.
Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.
- Методы и инструменты управления обязательствами (ресурсами) банка
К методам управления привлеченными ресурсами коммерческого банка относят:
• анализ несобственных ресурсов банка
• на его основе улучшение структуры средств;
• диверсификацию ресурсов (в том числе введение новых видов депозитов и услуг),
• привлечение новых клиентов.