Выбор организационной структуры
Многомерные матричные модели
• Четырехмерная модель (на практике встречается довольно редко), основанная на комбинации четырех принципов
– ориентация на продукт,
– отрасль деятельности,
– Географию клиентов
– группы клиентов.
• В данной модели маркетинговая деятельность, ориентируемая на потребности рынка, сосредоточена на выполнении операций и на предоставлении сервиса.
• Операции, выполняемые функциональными отделами, содержат при этом маркетинговую «нагрузку», а отделы продаж дифференцированы по рынкам сбыта.
• Сервис сочетает отраслевую деятельность с интересами групп клиентов.
• Такая структура позволяет банку
– находить новых клиентов (через отделы продаж, дифференцированных по регионам),
– укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов).
• В таком случае банки настроены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы».
• Рассматриваемая матричная модель позволяет:
– дифференцировать услуги с учетом поставленных целей,
– гарантировать их качество,
– создавать отделы запросов и рекламаций, повышая тем самым заинтересованность клиентов в дальнейшем сотрудничестве с банком.
- Причины и факторы изменения организационной структуры банков
· Выбор организационной структуры
· Причины изменения организационной структуры банка
• Конкретные приоритеты в деятельности банка станут важнейшими факторами, обусловливающими ту или иную организационную структуру.
• Нельзя сказать, что структура подразделений банка радикально меняется в зависимости от его вида: банк остается банком и его общая структура остается неизменной.
• ОДНАКО, характер, направление деятельности кредитной организации неизбежно внесет в структуру аппарата управления свои особые черты.
• Создание соответствующей системы организации банка не является разовым процессом.
• Организационная перестройка, направленная на совершенствование деятельности банка, становится необходимой вследствие внутренних и внешних причин.
К внешним факторам, обусловливающим необходимость реорганизационных мер, относятся:
• изменения в конъюнктуре некоторых банковских услуг, снижение деловой активности и осложнения на денежных рынках;
• развитие инноваций, новых банковских продуктов, вызывающее необходимость создания новых управленческих структур, наращивания кадрового обеспечения;
• потеря банком конкурентоспособности вследствие неэффективного предложения и продажи банковского продукта;
• технологические изменения в области информационного обеспечения и телекоммуникаций, требующие адекватных перемен в процедуре управления банком;
• жалобы клиентов, их уход из банка, переход в другие кредитные институты.
К внутренним причинам, вызывающим необходимость перемен в организации управления банком, относятся:
• быстрое развитие банка вследствие притока новых акционеров, усиление конкурентоспособности и расширение рынка сбыта банковских продуктов и услуг;
• расширение круга задач в силу нововведений на финансовых рынках, нередко при неизменности штата сотрудников;
• перегрузка банковского персонала при увеличении объема операций на всех направлениях банковского бизнеса;
• несовершенная, слишком длительная процедура принятия решения при незначительной компетенции лиц, принимающих решения;
• слабое управление и руководство;
• низкий профессиональный уровень банковского персонала, текучесть кадров;
• наличие частых стрессовых явлений у руководителей банка, производственных конфликтов;
• потребность в овладении новыми региональными рынками сбыта и открытии филиалов, учреждении дочерних компаний и др.
- Изменение организационной структуры банка
Реорганизация управления должна базироваться на достаточно осмысленной и всеобъемлющей стратегии банка.
Под стратегическим банковским менеджментом понимается принципиально осмысленная линия поведения банка, действия его исполнительных органов и органов управления, основанные на долгосрочной стратегии.
Реорганизация банка разрабатывается на базе глубокого и всестороннего анализа сильных и слабых сторон банка.
При анализе сильных и слабых сторон банку рекомендуется определить:
– перечень своих продуктов и услуг;
– географию своей деятельности;
– долю продажи своего продукта на рынке;
– цели в получении и распределении прибыли;
– принципы достижения плановых целей;
– позицию во взаимоотношениях с государством и государственными структурами;
– основные направления деятельности и способы обеспечения рентабельности;
– позицию по отношению к общественным целям и задачам;
– основы кадровой политики;
– способы определения сотрудничества в банке в достижении целей.