Корпоративная сеть, ее часто называют внутренняя сеть, но являющаяся глобальной, т.к. соединяет удаленные на большие расстояния компьютеры. Корпоративная сеть создается, как правило, для крупного предприятия, имеющего отделения и филиалы зачастую находящиеся в разных регионах. Это частная сеть, доступная только сотрудникам данной организации. Чтобы создать интрасеть, требуются те же аппаратные и программные решения, что и для Интернета.
Интрасети быстро завоевывают признание как недорогой и высокоэффективный способ совместного использования информации в рамках автономной сети.
Создание корпоративной автоматизированной информационной системы, как правило, преследует следующие основные цели:
- создание единого информационного пространства и коммуникационных каналов, связывающих различные территориально распределенные подразделения организации;
- сокращение времени, необходимого на прохождение информации, требующейся на принятие решений;
- введение единого стандарта работы с электронными документами, обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;
|
|
- автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки совместной работы;
- создание инфраструктуры управления корпоративными знаниями.
Построение такой корпоративной системы должно соответствовать следующим основополагающим принципам:
- способность информационной системы функционально реорганизовать деловой процесс и стимулировать эффективную совместную работу сотрудников и подразделений;
- гибкость системы и возможность оперативного внесения изменений;
- возможность автоматизировать одновременно работу большого количества функционально различных подразделений внутри организации, а также обеспечить взаимодействие с внешними организациями, с которыми имеются деловые отношения;
- обеспечение полноценных функциональных возможностей и доступа к общекорпоративным информационным ресурсам сотрудникам территориально удаленных подразделений;
- возможность полнофункциональной работы с информацией как в локальной сети, так и в режиме удаленного доступа;
- администрирование системы на основе централизации, а также возможность делегирования полномочий в подразделения;
- обеспечение возврата инвестиций, вложенных в информационные технологии.
Повышение продуктивности работы сотрудников и эффективности деятельности организации в целом состоит в следующем:
- уменьшение времени, которое тратится на поиски нужной информации;
|
|
- исключение работ с устаревшими или ошибочными данными;
- возможность оперативно проинформировать и получить утверждение или отказ руководителя соответствующего уровня иерархии на выполнение определенного действия в рамках делового процесса.
Фактически, чем крупнее организация и чем большее количество подразделений она имеет, тем более насущной для нее является проблема обеспечения эффективных средств коммуникаций.
Корпоративная АИС обеспечивает сглаживание информационных барьеров, существующих между подразделениями в силу их функциональной специализации или территориальной разбросанности. Корпоративная электронная почта и распределенные общекорпоративные базы данных коллективного доступа, с помощью которых служащие могут получить доступ к нужным документам, а также создавать новые, обеспечивает возможности свободного обмена информацией между сотрудниками, независимо от их должности, местоположения и служебной принадлежности. Такая среда позволяет создавать
временные творческие коллективы (ВТК) из сотрудников разных подразделений, объединенные единым проектом.
Например, в процессе заключения срочного контракта на поставку какой-либо продукции может потребоваться совместная работа сотрудников юридического отдела, отдела планирования, бухгалтерии, отделов поставок и сбыта, секретариата и канцелярии и т.д., и при этом важно обеспечить оперативность обмена документами и информацией между сотрудниками этих разных отделов, вовлеченных в единый проект.
Особой задачей корпоративной АИС является обеспечение взаимодействия и обмена информацией с внешними организациями, например, обеспечение деловых партнеров оперативной информацией о продукции и услугах, ценах и т.д. Согласование какого-либо заказа, занимающее недели, в действительности требует всего нескольких часов на принятие реального решения. Остальное время расходуется, на поиск нужных данных, задержки в пересылке информации для утверждения на каком-либо уровне иерархии. Обеспечение доступа партнеров к необходимой им корпоративной информации и обеспечение их средствами коммуникаций для повседневного взаимодействия повышает вероятность успешного и быстрого выполнения деловых операций.
Функции корпоративной автоматизированной информационной системы можно условно разбить на три группы:
- базовые услуги средств коммуникаций и электронной почты;
- информационно-справочные услуги (базы данных коллективного доступа и системы управления корпоративными знаниями);
- автоматизация функций управления корпорацией.
К базовым средствам коммуникаций относится прежде всего общекорпоративная электронная почта. Электронная почта обеспечивает не только средства для пересылки документов и информации между сотрудниками внутри организации, независимо от их территориального расположения, но также предоставляет шлюзы к внешним почтовым системам и глобальным сетям, факсимильную связь через факс-серверы, позволяющую передавать и получать факсы сотруднику непосредственно с его рабочего места.
Общекорпоративная электронная почта обеспечивает выполнение следующих задач:
- персональный и групповой почтовый обмен сообщениями и документами непосредственно из среды настольных приложений (например, продукты Microsoft Office или Lotus SmartSuite);
- идентификация пользователей системы, электронная подпись и шифрование отправляемой корреспонденции;
-обмен по почте документами из баз данных в ручном и автоматическом режиме; полнотекстовый поиск в почтовой базе данных;
- гипертекстовые связи с другими письмами и документами из других баз данных;
- использование любых объектов (текст, файл, картинка,) в письме;
|
|
- автоматическая обработка принимаемой и отправляемой корреспонденции.
Корпоративная АИС должна также обеспечивать полнофункциональную работу пользователя со своего клиентского места с World Wide Web, позволяя просматривать различные страницы узлов WWW, a также публиковать свои страницы в этой сети. В частности, пользователи получают следующие возможности:
- создание, редактирование и удаление документов в соответствии с заданными правами доступа;
- использование приложений дискуссионного типа (телеконференций);
- возможность доступа к приложениям, автоматизирующим деловые процедуры;
- использование средств безопасности и разграничения доступа, распространяющиеся до уровня отдельных полей и документов.
Основой информационного обеспечения корпоративной АИС являются базы данных коллективного доступа и корпоративные базы знаний. Для эффективного обеспечения информационно-справочных услуг в АИС включаются технологии, которые обеспечивают быстрые средства создания справочных баз данных самого разнообразного информационного наполнения, способных хранить разнородную информацию:
- документы, подготовленные с помощью текстовых редакторов;
- отсканированные образы документов и другие изображения;
- электронные таблицы и т.д.
Совместный доступ к этим базам данных обеспечивается для всех сотрудников, независимо от их территориального расположения. Для этого имеются как средства работы сервера с большим количеством клиентов в рамках локальной сети, так и средства тиражирования баз данных между серверами, расположенными в разных зданиях, офисах, регионах и т.д.
Решения по управлению знаниями создают своеобразную "корпоративную память", которая собирает знания и распространяет их при помощи технологий групповой работы. В результате компании тратят меньше времени и денег на решение повседневных вопросов.
Средства автоматизации деловых процессов обеспечивают работу/ с документами (отслеживание авторов, редакторов, прав доступа,' средства маршрутизации, электронная подпись и т.д.) и совместно с i доступом к базам данных коллективного доступа и электронной почтой создают универсальную среду автоматизации документооборота и деловых процедур. Если определенные деловые процедуры должны выполняться в соответствии со строго определенными правилам, этот ' порядок и правила должны быть встроены и реализованы в информационную систему.
|
|
Системы автоматизации деловых процессов представляют собой специально разработанные базы данных. Конкретный набор приложений автоматизации деловых процессов и документооборота уточняется на этапе проектирования системы для конкретного заказчика.