Электронная коммерция
Электронная коммерция — это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.
Электронная коммерция — это не просто торговля, базирующаяся на применении новых информационных и коммуникационных технологий в сети Интернет. Она представляет собой весьма большой состав различных бизнес-операций. С помощью электронной коммерции обеспечивается достижение экономических и финансовых целей, сформулированных в миссии фирмы.
Термин «электронная коммерция» объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых — EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром).
Электронная торговля является частным случаем системы электронной коммерции. Эта торговля (оптовая или розничная) подразумевает, что поставщик товаров или услуг предоставляет их за определенную плату.
|
|
Электронная коммерция — это общая концепция, включающая в себя любые формы деловых операций, осуществляемых электронным
способом, и использующая разнообразные телекоммуникационные технологии. Деловые операции могут осуществляться непосредственно между фирмами, фирмами и заказчиками, а также между фирмами и государственными учреждениями.
Электронная коммерция реализуется в рамках Интернет-экономики, которую часто именуют Сетевой экономикой.
Сетевая экономика —среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау, или просто для удовольствия.
Современные информационные технологии, используемые в системе электронной коммерции, включают в себя специальную инфраструктуру программного и аппаратного обеспечения, общие службы, специальные приложения, а также правовую структуру и соответствующие стандарты и правила.
К основным разновидностям коммуникационных технологий обычно относят: электронную почту, факс, технологию электронного обмена данными (EDI) и электронные платежи (EFT). Каждый из перечисленных видов технологий необходим для обеспечения нормального функционирования системы электронной коммерции.
Основу функционирования системы электронной коммерции составляют электронные (виртуальные) магазины.
|
|
Электронные магазины представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет на основе создания web-сервера. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг другим пользователям сети Интернет.
Сферы применения системы электронной коммерции достаточно разнообразны. Они включают в себя широкий спектр деловых операций (бизнес-операций) и сделок, в частности:
- установление контакта между потенциальным заказчиком и поставщиком;
- электронный обмен необходимой информацией;
- предпродажную и послепродажную поддержку клиента, купившего товар в электронном магазине (обеспечение подробной информацией о продукте или услуге, передача инструкций по использованию продукта, оперативные ответы на возникающие у покупателя вопросы);
- осуществление непосредственно акта продажи товара или услуги;
- электронную оплату покупки (с использованием электронного! перевода денег, кредитных карточек, электронных денег, электронных' чеков);
- поставку покупателю продукта, включая как управление доставкой и его отслеживанием для физических товаров, так и непосредственную доставку товаров, которые могут распространяться электронным путем;
- создание виртуального предприятия, представляющего собой группу независимых компаний, которые объединяют свои различные виды ресурсов для получения возможностей предоставления продуктов и услуг, недоступных для самостоятельно функционирующих фирм;
- реализацию самостоятельных бизнес-процессов, совместно осуществляемых фирмой-производителем и ее торговыми партнерами.
Не менее разнообразны и сферы деятельности, в рамках которых может осуществляться электронная коммерция.
К основным сферам деятельности, где может протекать электронная коммерция, относятся:
- электронный маркетинг (Интернет-маркетинг);
- финансирование создания электронных магазинов, а также их страхование;
- коммерческие операции, включающие в себя заказ, получение товара и оплату;
- совместная разработка несколькими компаниями нового продукта или услуги;
- организация распределенного совместного производства продукции;
- администрирование бизнеса (налоги, таможня, разрешения, концессии и т.д.);
- транспортное обслуживание, техника перевозок и способы снабжения;
- ведение бухгалтерского учета;
- разрешение конфликтных ситуаций и спорных вопросов. Электронная коммерция может осуществляться на разных уровнях:
национальном и интернациональном (международном). Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технико-технологические составляющие (так как электронная коммерция отличается глобальным характером), а законодательные. На интернациональном уровне (по сравнению с внутринациональным) реализация системы электронной коммерции существенно усложняется. Это вызвано такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных сборов, принятие индивидуальных и вместе с тем неодинаковых соглашений между разными странами,
значительные различия в применяемых правилах осуществления банковских операций. Функционирование систем электронной коммерции на национальном уровне связано в основном с представительством фирмы в сети, рекламой, а также предпродажной и послепродажной поддержкой.
Полная коммерческая операция в сети Интернет, включающая заказ товара, перевозку, получение, выписку счетов и осуществление платежа, проводится обычно электронным способом. При этом обеспечивается необходимое взаимодействие с авторизованными центрами с целью выполнения таможенных и налоговых обязательств.
Транзакция — это деловая операция. В стоимость транзакции входят затраты на поиск продукта (услуги), составление плана поставок, ведение необходимых переговоров с заинтересованными сторонами, обоснование условий сделки, заключение сделки, а также приведение контракта в исполнение и решение спорных (конфликтных) вопросов. Разрешение конфликтов осуществляется путем переговоров, судебной практики или арбитража. Для банковских структур содержание транзакции соответствующим образом меняется.
|
|
Аутентификация — это процесс определения качества и характеристик поставляемых товаров, определение подлинности участвующих в сделке сторон и проверка соответствия их действий заключенному договору.