Основные понятия электронной коммерции

Электронная коммерция

Электронная коммерция — это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающих использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.

Электронная коммерция — это не просто торговля, базирующаяся на применении новых информационных и коммуникационных технологий в сети Интернет. Она представляет собой весьма большой состав различных бизнес-операций. С помощью электронной коммерции обеспечивается достижение экономических и финансовых целей, сформулированных в миссии фирмы.

Термин «электронная коммерция» объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых — EDI (Electronic Data Interchange — электронный обмен данными), электронная почта, Интернет, интранет (обмен информацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром).

Электронная торговля является частным случаем системы электронной коммерции. Эта торговля (оптовая или розничная) подразумевает, что поставщик товаров или услуг предоставляет их за определенную плату.

Электронная коммерция — это общая концепция, включающая в себя любые формы деловых операций, осуществляемых электронным

способом, и использующая разнообразные телекоммуникационные технологии. Деловые операции могут осуществляться непосредственно между фирмами, фирмами и заказчиками, а также между фирмами и государственными учреждениями.

Электронная коммерция реализуется в рамках Интернет-экономики, которую часто именуют Сетевой экономикой.

Сетевая экономика —среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау, или просто для удовольствия.

Современные информационные технологии, используемые в системе электронной коммерции, включают в себя специальную инфраструктуру программного и аппаратного обеспечения, общие службы, специальные приложения, а также правовую структуру и соответствующие стандарты и правила.

К основным разновидностям коммуникационных технологий обычно относят: электронную почту, факс, технологию электронного обмена данными (EDI) и электронные платежи (EFT). Каждый из перечисленных видов технологий необходим для обеспечения нормального функционирования системы электронной коммерции.

Основу функционирования системы электронной коммерции составляют электронные (виртуальные) магазины.

Электронные магазины представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет на основе создания web-сервера. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг другим пользователям сети Интернет.

Сферы применения системы электронной коммерции достаточно разнообразны. Они включают в себя широкий спектр деловых операций (бизнес-операций) и сделок, в частности:

- установление контакта между потенциальным заказчиком и поставщиком;

- электронный обмен необходимой информацией;

- предпродажную и послепродажную поддержку клиента, купившего товар в электронном магазине (обеспечение подробной информацией о продукте или услуге, передача инструкций по использованию продукта, оперативные ответы на возникающие у покупателя вопросы);

- осуществление непосредственно акта продажи товара или услуги;

- электронную оплату покупки (с использованием электронного! перевода денег, кредитных карточек, электронных денег, электронных' чеков);

- поставку покупателю продукта, включая как управление доставкой и его отслеживанием для физических товаров, так и непосредственную доставку товаров, которые могут распространяться электронным путем;

- создание виртуального предприятия, представляющего собой группу независимых компаний, которые объединяют свои различные виды ресурсов для получения возможностей предоставления продуктов и услуг, недоступных для самостоятельно функционирующих фирм;

- реализацию самостоятельных бизнес-процессов, совместно осуществляемых фирмой-производителем и ее торговыми партнерами.

Не менее разнообразны и сферы деятельности, в рамках которых может осуществляться электронная коммерция.

К основным сферам деятельности, где может протекать электронная коммерция, относятся:

- электронный маркетинг (Интернет-маркетинг);

- финансирование создания электронных магазинов, а также их страхование;

- коммерческие операции, включающие в себя заказ, получение товара и оплату;

- совместная разработка несколькими компаниями нового продукта или услуги;

- организация распределенного совместного производства продукции;

- администрирование бизнеса (налоги, таможня, разрешения, концессии и т.д.);

- транспортное обслуживание, техника перевозок и способы снабжения;

- ведение бухгалтерского учета;

- разрешение конфликтных ситуаций и спорных вопросов. Электронная коммерция может осуществляться на разных уровнях:

национальном и интернациональном (международном). Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технико-технологические составляющие (так как электронная коммерция отличается глобальным характером), а законодательные. На интернациональном уровне (по сравнению с внутринациональным) реализация системы электронной коммерции существенно усложняется. Это вызвано такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных сборов, принятие индивидуальных и вместе с тем неодинаковых соглашений между разными странами,

значительные различия в применяемых правилах осуществления банковских операций. Функционирование систем электронной коммерции на национальном уровне связано в основном с представи­тельством фирмы в сети, рекламой, а также предпродажной и послепродажной поддержкой.

Полная коммерческая операция в сети Интернет, включающая заказ товара, перевозку, получение, выписку счетов и осуществление платежа, проводится обычно электронным способом. При этом обеспечивается необходимое взаимодействие с авторизованными центрами с целью выполнения таможенных и налоговых обязательств.

Транзакция — это деловая операция. В стоимость транзакции входят затраты на поиск продукта (услуги), составление плана поставок, ведение необходимых переговоров с заинтересованными сторонами, обоснование условий сделки, заключение сделки, а также приведение контракта в исполнение и решение спорных (конфликтных) вопросов. Разрешение конфликтов осуществляется путем переговоров, судебной практики или арбитража. Для банковских структур содержание транзакции соответствующим образом меняется.

Аутентификация — это процесс определения качества и характеристик поставляемых товаров, определение подлинности участвующих в сделке сторон и проверка соответствия их действий заключенному договору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: