Что такое монтаж.
Что такое монтаж?
Это сборка программы или фильма из отдельных кадров.
Ответ как совершенно правильный, так и совершенно примитивный.
Монтажу посвящено множество специальных трудов практиков и теоретиков кино. Почти в любой книге по режиссуре можно найти раздел или главу по монтажу. Монтаж как самостоятельную дисциплину, преподают в лучших школах кино и телевидения всего мира.
Монтаж на самом деле – одно из выразительных средств экрана. Обычно его ставят на какое-нибудь 4, 5 или другое, но предпоследнее место в шеренге средств выразительности. Его упоминают после драматургии, изображения и звука. В своем творчестве сценарист (копирайтер), режиссер и оператор задумывают и создают свое произведение, используя несколько выразительных средств из общего арсенала своего искусства, в том числе и монтаж. Ведь всякое произведение, так или иначе, плод художественного мышления. Но способ художественного мышления располагается принципиально выше в иерархии значимости по отношению к средствам реализации идей. Мы не всегда осознаем, что работа над сюжетом, фильмом или передачей начинается с монтажа и заканчивается монтажом. Родоначальником отечественной и мировой теории монтажа является наш соотечественник Лев Владимирович Кулешов, который еще в 1917 году поставил несколько экспериментов, а спустя десять лет, точнее в 1929 году, описал свои подходы к методам построения кадра в своей книге «Искусство кино». Что это за методы? Вернее будет сказать метод. Это метод сопоставления.
|
|
«Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, несвязанные между собой, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».
Монтаж есть способ компоновки содержания и смысла произведения из отдельных «кусков». Для выразительности произведения требуется творческий поиск наиболее выгодных вариантов сочетаний отдельных сцен, событий или действий. Метод, которым это достигается – метод СОПОСТАВЛЕНИЯ кусков.
Л.Кулешов доказал необходимость целенаправленной организации монтажа действий актеров внутри каждого кадра. То есть необходимость наполнения кадров определенным содержанием, представленным в строго определенной форме: в избранной режиссером крупности и четко ориентированной внешней направленности движений и взглядов. Только в этом случае смонтированная сцена произведет на зрителя должное впечатление.
Кулешов открыл своими экспериментами не столько «законы кино» и не столько «законы монтажа», сколько механизмы работы психики. На своем материале он показал, как работает человеческое сознание, как происходит процесс восприятия, как человек делает выводы по результатам получения и обработки зрительной информации. Человек ищет связь между отдельными кусками, ищет объяснение увиденному, стремится понять смысл происходящего. И после понимания связи воспринятых событий наступает некоторое облегчение, спад внутреннего напряжения. Это объясняется действием древнейшего инстинкта самосохранения. Только после того как к нам приходит осознание, что нам ни что не угрожает, мы начинаем чувствовать себя достаточно комфортно.
|
|
Проще говоря, наше мышление, целиком и полностью строится на методе сопоставления. А использование этого метода и есть монтаж. Монтаж не «свойство кадра», не «свойство кино», а метод осуществления мыслительных операций нашего сознания, который взят на вооружение киношниками и телевизионщиками и используется ими в самых разнообразных художественных и информационных целях.
Что же крутится в нашей голове, когда мы вспоминаем внешний вид например родного дома или что отражается в нашем сознании?
Психологическая наука на это вопросы отвечает весьма просто – признаки образов и сами зрительные образы. Наш мозг в целях экономии закладывает в нашу память только признаки образов. Для того что бы угадать, например, что перед нами кошка, собака или крокодил, нам достаточно увидеть только ее характерную часть – усы, ухо или зубастую пасть. В ход идет метод сопоставления. Мы стали свидетелями одного из проявлений монтажа. Опыты психологов показывают, что в нашей голове хранится огромное количество признаков образов и самих образов. Но это еще не всё. По походке, мы без ошибочно узнаем своих родственников и друзей. По действиям размахивающих руками мужиков мы понимаем, что это драка. Замахнись на собаку палкой, она отскочит или укусит. Она запомнила такой образ действия и знает последствия. Наша память хранит не поддающееся исчислению количество не только пластичных образов, но ещё и пластичных образов действия. Собственно, использование богатейшего разнообразия пластичных образов и пластичных образов действия, хранящихся в нашей памяти, сделало немое кино ВЕЛИКИМ, понятным на разных континентах и в разных странах. Создатели немых фильмов умели искусно строить свои рассказы с помощью этих двух родов пластических образов.
На пленке с помощью любой техники фиксируются не люди, дома, машины, а их отображения – образы. Работам ли мы на телевидение, в кинематографе – во всех случаях плодом нашего труда на пленке обязательно окажутся в определенном порядке и в определенном сочетании зафиксированные образы. Образы, конечно, будут у всех разные по степени выразительности, но это и есть результат работы таланта. У Тарковского образы, а у Пупковского извините… увы другие.
Так что же такое монтаж?
Выбор темы сюжета – монтаж, потому что имел место выбор, процесс сопоставления разных вариантов. Выбор крупности – монтаж. Состоялось сопоставление объекта съемки в определенном масштабе с рамкой кадра для передачи конкретной зрительной информации в образах. Сопоставление композиции кадра – монтаж, оператор не беспорядочным образом расположил предметы в кадре, составил такое взаимное расположение, которое выражает определенный смысл, и вызывает задуманное им эмоциональное переживание. Потому, каждый раз произнося слово «монтаж», мы должны уточнять, что имеем в виду, монтаж кадров, звука, смыслов сцен, образов, световых пятен в кадре или драматургических ритмов.