Принцип первый монтаж по крупности

Десять принципов.

Принципы соединения кадров.

В настоящее время не существуют разные монтажи – немой, звуковой, цветной, стереоскопический, телевизионный, линейный, нелинейный, - во всех случаях это один и то же кинематографический монтаж. Исходный момент для решения той или иной задачи заключен в особенностях человеческого восприятия. Эти особенности диктуют всем творцам свои условия, свои требования к построению и соединению кадров. Их изучение и помогло сформировать десять принципов монтажа, которые распространяются на все виды и жанры фильмов. Их соблюдение обеспечивает комфортность восприятия и понимание логики событий происходящих на экране.

Споры о том, как можно монтировать соседние кадры, а как нельзя продолжаются по сей день. Во всем бесконечном многообразии возможных вариантов монтажа кадров, стоит рассмотреть только два приема.

Первый, когда речь идет о съемке и монтаже одной непрерывно развивающейся сцены. Второй, когда объекты и место их действия в этих кадрах разные.

За всю историю кинематографического монтажа менялся только стиль монтажного построения фильмов. Изменчивости подвергалась только та часть формы изложения содержания, которая прямо связана, с годной стороны, с развитием культуры, а с другой - с модой. Незыблемы, оставались только принципы!!!

Первым из десяти принципов монтажа можно считать «монтаж по крупности». Этот принцип определяет допустимые и не допустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом. Мы легко воспринимаем переход с кадра на кадр, когда они в достаточной степени отличаются друг от друга.

Без спотыкания смотрится переход через план, от крупного ко второму среднему ¾, и от первого среднего к общему. Исключение составляют стыки детали и крупного, дальнего и общего. Все, что относится к выбору масштаба съемки человека в соседних монтажных планах, в равной степени относится и к съемке других объектов. Переход будет плавным и незаметным только тогда, когда их крупность и композиция будут ощутимо отличатся, не вынудят зрителя напрягать сознание и искать косвенные подтверждения, чтобы понять, что в соседних кадрах снят один и тот же объект. Снимается ли муравей или здание вокзала, космический корабль или слон – для всех случаев принцип остается в силе. Но изменение масштаба только одно из требований «мягкого» восприятия стыков. Следует еще, и поменять композицию плана, сместить центр внимания. Но это уже шестой принцип. Принцип комфортного монтажа утрачивает смысл, когда в соседних планах зафиксированы разные непохожие друг на друга объекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: