Теория - система основных идей в той или иной области знания.
Система (греч. - целое, составленное из частей) - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Система - совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях между собой, которая образует единство, целостность (Горбачев 2).
Система - объект изучения, который имеет целостность и рассматривается как одно целое (Вельможин)
Система - совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования.
Система - объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях, единство, границы которого задаются пределами управления.
Под транспортной системой понимается совокупность людей, транспортных средств и оборудования, образующих связанное или комплексное целое.
В начале XX в. Ф.В. Тейлор на базе многочисленных эмпирических наблюдений разработал теорию, в которой человек и машина стали как единое целое. Выводом из этой теории служило то, что поощрительные стимулы должны быть толчком для рабочих эксплуатировать машину в точном соответствии с выданным инструкциями.
|
|
Одна из величайших заслуг Ф. Тейлора состоит именно в том, что он упорно настаивал на необходимости и возможности точного определения того предела скорости, при котором работа может в нормальных условиях не замедляться целыми днями на протяжении всей жизни и при этом не причинять рабочему никакого вреда, оставаясь, однако, экономной в смысле времени. Тем самым были заложены основы для справедливого премирования каждого рабочего по каждой отдельной операции.
Более широкая трактовка системы "человек-машина" разработал Г. Гантт. Применение им существующих аналитических методов к исследованию отдельных производственных операций позволило учесть в таких системах организационный и мотивационный аспекты производства.
Совместная работа супругов Франка и Лиллиан Гильберт привела к выводу, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Проведенный ими микроанализ движений с целью совершенствования технологических операций положил начало исследованиям затрат времени и движений, а также использованию соответствующих графиков в планировании рабочих мест.
В 1920 - 1930 г. было установлено, что люди не всегда ведут себя так, как интуитивно ожидается. Например, увеличение заработной платы или улучшение условий работы не всегда ведут к пропорциональному увеличению выпуска продукции. Разработанный У. Шухартом метод статистического контроля качества позволил установить, что необходимо изучать производственную систему в целом, а не ее отдельные части. В производственном процессе следует учитывать все взаимодействующие факторы.
|
|
Дальнейшее совершенствование теории организации производственных процессов идет по пути разработки общей теории систем (ОТС).
Ключевым моментом ОТС (Горбачев) стала формулировка свойства эмерджентность систем. Оно заключается в появлении новых качественных свойств в группе объектов, которые связаны между собой какими-либо связями. Например, это может быть возможность выполнять новые функции для искусственных объектов или обеспечивать возможность существования и развития для природных (движение одной черепахи на ограниченном пространстве - случайный, но при увеличении количества черепах в том же пространстве - движение каждой из них уже выглядит достаточно целенаправленным, как единый организм со своими целями и правилами существования).
Поэтому считается, что свойства системы выражаются не только свойствами элементов ее составляющих, сколько характером связей между ними.
В 1920-е гг вышла в свет книга А.А. Богданова "Технология. Всеобщая организационная наука", которая явилась первым вариантом общей теории системы. В последующие годы идея системного подхода и построения ОТС была возрождена в работах Л. Берталанфи, У. Эшби, О. Ланге, Н. Винера и других авторов.
Большой вклад в развитие теории транспортных процессов и систем внесли П.Л. Афанасьев, Л.А. Бронштейн, Д.П. Большаков, В.И. Дмитриев,
И.В. Кочетов и др. Систематически ведут исследования в области совершенствования автомобильных перевозок научно - исследовательские и учебные институты.
Для систем характерно неразрывное единство с внешней средой, в отношении которого система проявляет свою целостность.
Считается, что внешняя среда только генерирует условия работы исследуемой системы и не меняется под ее воздействием (рис. 3).
- направление влияния