Тема 7. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России и образование Казахской советской государственности

ЛИТЕРАТУРА

1. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

2. Е.Б.Бекмаханов. Казахстан в 20-е- 40-е годы XIX века. Алматы. 1993.

Тема 6. Система колониального управления и права в Казахстане (1867- 1917 гг.) (1 ч.)

1. «Временное положение» 1867- 1868 гг.

2. Закон «О добровольных переселенцах» и его антиказахская направленность.

3. Повстанческие движения в Казахстане после принятия Указа царя от 25 июля 1916 г. «О мобилизации на тыловые работы коренного населения Казахстана и Средней Азии».

4. Возникновение Советов в Казахстане.

1. Положение 1886года. 2 июня 1886 года было принято "Положение об управлении Туркестанским краем", ставшее основным правовым актом, по которому жило население Южного Казахстана до 1917 года. Туркестанский генерал-губернатор совмещал функции военного и гражданского управления, имел право ссылки политически неблагонадежных лиц на срок более пяти лет и передачи особо важных уголовных дел военным судам. При генерал-губернаторе существовал совет из гражданских и военных чиновников, чиновники особых поручений, переводчик и канцелярия. Последнее имело три отделения:

2. Положение 1891 года. 25 марта 1891 года было принято "Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиречен-ской, Уральской и Тургайской областями", согласно которому закреплялась система управления "Временных Положений". Степной генерал-губернатор получил те же полномочия, что и Туркестанский. Уездные начальники назначались генерал-губернатором, а в Уральской и Тургайской областях - военным-губернатором. В остальном система управления была схожей с туркестанской.

3. 25 июня 1916 года был опубликован указ "О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии", предусматривающий призьт всего мужского населения Казахстана в возрасте от 19 до 43 лет. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. Повсеместно начинаются волнения, переросшие вскоре в восстание.

4. Временное правительство отменило смертную казнь, военно-полевые суды, упразднялись каторга и ссылка, все дела связанные с государственной безопасностью были переданы в ведение суда присяжных. 20 марта 1917 года был принят закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом и т.п. Разрешалось употребление родного языка в учебных заведениях и в делопроизводстве. В начале июля была создана комиссии для выработки необходимых законов в целях преобразования России в федерацию.

Обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства. В Казахстане, где управление не существовало, комиссарами назначались те люди, которых выбрали или рекомендовали местные общественные комитеты. 7 апреля 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства об образовании Туркестанского комитета, заменившего генерал-губернатора. В его состав вошли И.И.Щепкин, А.Букейханов, М. Тынышпаев, С.Н. Максутов, B.C. Елпатьевский, А.Л. Липовский, О.А. Шкапский, П.В. Преображенский и А.А. Давлетшин. Управление на уровне области и уезда впервые поручалось представителям казахского населения. Так, комиссаром по Тургайской области стал А.Бокейханов, по Семиреченской - М.Тынышпаев, по Уральской -Х.Досмухаммедов, ряд лидеров национально-освободительного движения казахов были назначены комиссарами по отдельным уездам.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

2. История государства и права КазССР. Под общей редакцией Сартаева С.С. Алма-Ата. «Мектеп». 1982.

3. Сапаргалиев Г.С. Карательная политика царизма в Казахстане. Алма-Ата. «Наука». 1966.

4. Сапаргалиев Г.С., Биндер М.А. О коренизации господства в Казахстане. «Известия АН КазССР». 1959.

1. Великая Октябрьская социалистическая революция и ее особенности на территории Казахстана.

2. Декреты Октября. «Декларация прав народов России» и обращение Советской власти «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», другие акты и их значение для формирования политического и правового сознания казахского народа.

3. Образование Казахской ССР. Создание казахской национальной государственности. Декрет СНК РСФСР от 10 июля 1919 г. «О революционном комитете по управлению Киргизским краем». Деятельность Кирревкома и комиссии по делам Туркестана по подготовке провозглашения казахской автономии. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 26 августа 1920 г. «Об образовании автономной Киргизской социалистической Советской республики». Учредительный съезд Советов КАССР 4-12 октября 1920 г. (г.Оренбург). «Декларация прав трудящихся КАССР». Декреты СНК КАССР «Об отмене куна», «Об отмене калыма», «О брачном праве киргиз».

4. Ликвидация последствий колониальной политики царизма в земельном вопросе. Аграрные реформы 1921-1922 гг. Союз Кошчи. Мероприятия по землеустройству кочевого и полукочевого населения (1924 г.).

1. Великая Октябрьская социалистическая революция, победив в центре, быстро начала распространяться по всей стране. Революционная волна охватила всю царскую Россию. Поэтому было бы ошибочным представлять борьбу трудящихся окраин России, в том числе и Казахстана, изолированной, вне помощи великого русского народа. Революционная борьба трудящихся Казахстана по существу была единым процессом, подготовленным всем ходом общественного развития. Необходимые объективные факторы для социалистической революции были налицо и внутри самого Казахстана, в частности и в казахском обществе. Складывались и субъективные предпосылки: проникновение марксистско-ленинских идей в среду широких кругов населения городов, сел, аулов, развертывание самоотверженной борьбы партийных организаций и групп по вовлечению трудящихся казахского аула в революционное движение. 23 октября (10 ноября) 1917 года началось восстание рабочих, революционных солдат и местной бедноты Ташкента- административно-политического центра Туркестанского края, в результате которого была установлена Советская власть.

Победа Советской власти в Ташкенте послужила примером для трудящихся Средней Азии и Казахстана. Особенно огромное влияние она оказала на трудящихся южных районов Казахстана, вызвала среди них широкую волну революционного подъема. Уже 30 октября (12 ноября) в Перовске (Кзыл-Орда), а затем в Туркестане, Чимкенте и Казалинске были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов.

2. Первым законодательным актом в этом направлении была "Декларация прав народов России", опубликованная 2 (15) ноября 1917 года'. В ней нашли отражение основополагающие принципы национальной политики Советского государства. В декларации заявлялось, что крестьяне раскрепощаются от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю, солдаты и матросы раскрепощаются от власти самодержавных генералов, рабочие раскрепощаются от капризов и произвола капиталистов.

3 декабря (20 ноября) 1917 года Совет Народных Комиссаров и Наркомнац выступили со специальным обращением "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока"'. Обращаясь к мусульманам России, к татарам Поволжья, киргизам, народам Сибири и Туркестана, туркам и татарам Закавказья и другим, у которых при самодержавии разрушались мечети и молельни и попирались верования и обычаи, Совет Народных Комиссаров и Наркомнац разъяснили: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».

3. Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был образован революционный Комитет по управлению Казахским краем. Декрет о Революционном Комитете гласил: "Впредь до созыва всеобщего Киргизского съезда, который созывается в возможно непродолжительном времени, и объявления автономии Киргизского края, учреждается для управления этим краем Революционный Комитет, в котором сосредотачивается высшее военно-гражданское управление краем». В конце июля 1920 года Казревком получил телеграмму, которая гласила: «Президиум ВЦИК нашел необходимым созвать совещание работников всех заинтересованных учреждений для обсуждения вопросов, связанных с управлением Киргизским краем». Участники совещания рассмотрели вопросы, касающиеся управления, границ республики и ее отношения к РСФСР, на этом же совещании был утвержден проект декрета об образовании Казахской республики. 26 августа 1920 года В. И. Ленин и М. И. Калинин от имени СНК и ВЦИК подписали декрет "Об образовании Автономной Киргизской Советской социалистической республики". Документ этот явился важным историческим событием в жизни казахского народа. Были определены границы и территория республики. Декрет установил, что в целях проведения единой политики в казахских областях, временно остающихся в составе Сибири и Туркестанской республики, в Сибревком и Президиум ТурЦИКа вводятся уполномоченные казахского революционного Комитета на основании директив последнего.

Декрет определил также систему высших органов государственной власти и управления республики. Согласно декрету для центрального управления отдельными областями государственной жизни КАССР.

V съезд Советов Казахстана явился первым после объединения всех казахских земель. Он восстановил исторически правильное наименование казахского народа, указав в своем постановлении: «Впредь именовать киргиз казахами», а Киргизская АССР была переименована в Казахскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Учредительный съезд Советов КАССР, руководствуясь положениями брачного, семейного и опекунского права РСФСР 1918 года в своей резолюции записал: «В целях раскрепощения киргизской женщины и борьбы с многоженством необходимо предоставить ей полную свободу при вступлении в брачный союз, который должен быть основан на добровольном обоюдном согласии их. Брак должен быть огражден от всякого постороннего давления и принуждения; свободный от каких-либо соображений или интересов материального свойства родственников. Брачный возраст был установлен для лиц мужского пола- 18, а для женского- 16 лет. Юридическую силу имел лишь гражданский советский брак. Была установлена свобода развода, калым лишился судебной защиты.

Эти решения и стали юридической базой в борьбе с пережитками прошлого. Декрет ЦИК и СНК КАССР «Об отмене калыма», изданный в 1920 году, осуществился лишь после принятия и введения в действие главы 9 УКРСФСР 16 октября 1924 года». Декрет об отмене калыма впервые в истории казахского народа объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением. Этот документ явился конкретным фактом реального осуществления одного из важнейших завоеваний Октябрьской революции- раскрепощения женщины- казашки, освобождения ее от пут шариата и адата.

17 января 1921 года СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргиз», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Документ этот законодательно закрепил равноправие супругов в семейно-брачных отношениях, отменил нормы обычного права, допускавшие похищение девушек (умыкание) для последующего вступления с ними в брак, обычай, по которому вдовы (жесир) признавались наследством умершего мужа или целого рода.

Декрет «О брачном праве киргиз» положил начало советскому семейно-брачному праву в Казахстане, которое признает только гражданский брак и лишает всякого юридического значения брак, совершенный по местным религиозным и укоренившимся обрядам и обычаям обычного права. Вслед за декретом «О брачном праве киргиз» 9 ноября 1921 года издается Декрет Совнаркома КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого вредного обычая определяются и меры наказания уголовно-правового характера за его совершение.

Одним из самых распространенных институтов казахского обычного права был кун. Выгодность куна для представителей имущего класса заключалась прежде всего в том, что, будучи изобличенными в самых тяжелых преступлениях, они уплатой куна полностью освобождались от смертной казни или от других наказаний. Наряду с разрешением проблемы брака и семьи Всеказахский Учредительный съезд Советов особое внимание уделял вопросам борьбы с преступлениями, связанными с такими пережитками, как кровная месть, кун, барымта, нападение рода на род и др.

4. В январе 1921 года в г. Аулие-Ате (Джамбул) состоялся Всетуркестанский съезд казахской бедноты, на котором делегаты единодушно выразили свою волю о воссоединении с КАССР. Окончательное воссоединение казахских земель произошло только в 1924 году. В своей деятельности по осуществлению революционно-аграрных преобразовании государство диктатуры пролетариата опиралось па широкие массы трудящихся. С целью усиления организованности и сплоченности крестьянских трудовых слоев был создан союз "Кошчи", у истоков которого находились комбеды в центральных районах России. В "Положении о союзе Кошчи", утвержденном ЦИК ТуркАССР от 15 марта 1922 года, указывается, что союз является массово-политической организацией пролетарских и полупролетарских масс аула, кишлака, деревни ч основная цель союза в "... классовом расслоении... и сплочении трудовых частей, политическое их воспитание, мирное сожительство бедноты коренной и европейской народностей и осуществление союза городского пролетариата с деревенской беднотой".

Союз "Кошчи" организовывал бедноту не только на политическую, но и на экономическую борьбу против баев и кулачества, принимал активное участие в проведении всех мероприятий Советской власти, в том числе в осуществлении аграрных преобразований. "Союз "Кошчи" являлся одним из звеньев постепенного вовлечения трудовых слоев коренного населения в строительство социализма, минуя капитализм, являясь "своеобразной частью диктатуры пролетариата".

ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права КазССР. Алма-Ата- «Мектеп». 1984. 2. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

3. Сартаев С.С. Образование и становление казахской советской государственности. Алма-Ата. 1960.

Тема 8. Государство и право КАССР в составе РСФСР (1926-1932 гг.)

1. Правовое положение КАССР в составе РСФСР. IV съезд Советов КАССР (5-10 января 1924 г.). Первая Конституция КАССР. Коренизация государственного аппарата. Национально- государственное размежевание Средней Азии и Казахстана и воссоединение казахских земель в едином национальном государстве. Избирательная система и утверждение однопартийности в Казахстане.

2. Меры по советизации аула, ликвидации патриархально- феодального быта и кочевого хозяйствования. Постановление ЦИК КазССР " О расширении прав аульного Совета" (1927 г.) Мероприятия Советской власти по коренизации государственного аппарата. Декрет ЦИК и СНК КАССР от 20 мая 1926 г. " О переделе пахотных и сенокосных угодий". Постановление СНК КазССР от 27 августа 1928 г. " О конфискации байских хозяйств". Переоценка их значения. Функции органов по проведению насильственного оседания кочевого и полукочевого населения. Введение дополнения к гл. IX УК РСФСР.

3. Роль права в осуществлении политики ликвидации кулачества и байства как класса на базе сплошной коллективизации. Необоснованные политические репрессии в период проведения коллективизации в Казахстане. Репрессивный аппарат и нормативно- правовые акты этого периода.

1. Большим историческим событием в жизни Казахстана явился IV съезд Советов КАССР. Он открылся 5 января 1924 года. Съезд утвердил проект 1 Конституции Автономной КазССР. Первым общим разделом Конституции съезд утвердил «Декларацию прав», принятую Учредительным съездом Советов Казахстана в октябре 1920 года. Съезд подтвердил и записал в статье 11 проекта Конституции, что «КАССР, как автономная единица- на началах федерации- входит в состав РСФСР и через нее участвует в СССР». Конституция ставила своей задаче сохранение диктатуры пролетариата «в виде мощной Советской власти, в целях полного подавления буржуазии, байства и кулачества, уничтожения национального гнета, создания условий взаимного доверия и братского сотрудничества народностей, населяющих КАССР, и водворения социализма». Принятие Конституции означало, что казахский народ уже на рельсах НЭПа добился значительных успехов в дальнейшем укреплении своей национальной советской государственности.

2. 20 мая 1926 года ЦИК и CHК KACCP приняли постановление "О временном распределении сенокосных и пахотных угодий, кочевых и полукочевых районов в неземлеустроенных землепользованиях". Постановлением констатировалось, что в связи с захватом богатым" хозяевами лучших и более удобных сенокосных и пахотных угодий, водоемов, беднейшее и экономически слабое население находилось в неблагоприятных условиях для ведения хозяйства. Аульным Советам, с обязательным привлечением союза Кошчн, предписывалось немедленно приступить к уравнительному распределению сенокосных н пахотных угодий между отдельными хозяйствами и аулами. Это перераспределение непосредственно осуществлялось рабочими тройками: представитель аулсовета (председатель тройки), представитель местного союза Кошчи и выбранный представитель из трудового населения данного аула. Сенокосные угодья распределялись по едокам или по дворам. Союз Кошчи составлял списки бедняков и решением 5 Всеказахстанской конференции РКП (б) в декабре 1925 г. был признан единым для всего Казахстана. В феврале 1926 года Президиум ЦИК КАССР утвердил Положение о союзе Кошчи и его устав. По Положению союз создавался для «сплочения бедноты и освобождения ее от эксплуатации и произвола родовичей и закабаления со стороны байства и кулачества, в целях выявления и развития самодеятельности бедноты в деле восстановления сельского хозяйства, а также для обеспечения за беднотой всех возможностей широкого участия ее в советском строительстве. Членами союза по ст.3 могли быть трудящиеся всех национальностей, достигшие 18-летнего возраста. Союз имел стройную организацию- первичные ячейки, аульные (сельские, кишлачные) Советы, а также волостные, уездные, губернские и краевой съезды и избираемые ими соответствующие комитеты. Новая система советских органов, а также территориальное деление потребовало административной реформы. Вместо ранее существовавших 6 губерний, 2 округов, 32 уездов и 400 волостей были организованы 13 округов и 193 района. Было проведено и разукрупнение нижнего звена Советов. В результате численность аульных, сельских и кишлачных Советов увеличилась по сравнению с 1924- 1925 годами более чем на 1000 единиц и достигла к 1 октября 1928 года внушительной цифры- 3888 Советов. Укрепление местных органов власти осуществлялось и путем расширения их прав по ряду вопросов. Так, в январе 1927 года аулсоветы Казахстана получили право рассматривать и разрешать в пределах административного аула некоторые споры и отдельные гражданские дела, выносить постановления о распределении пастбищ и сенокосов, разбирать споры о правах на пользование водопоями и землей. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О предоставлении сельским Советам права производства обысков и выемок» также закрепляло за Советами некоторые новые права. 3 февраля 1930 года Президиум ЦИК СССР утвердил «Основные положения об организации Сельсоветов в Союзе ССР», а 1 января 1931 года на их основе было принято новое «Положение о сельских Советах РСФСР», действие которого распространилось и на территорию Казахстана. В документе подчеркивалось, что сельские и аульные Советы являются организаторами и руководителями колхозного строительства. К компетенции сельских и аульных Советов было отнесено рассмотрение и утверждение производственных планов колхозов и других кооперативных организаций, периодическое заслушивание отчетов и сообщений о деятельности всех учреждений, участвующих в колхозном строительстве, в первую очередь правлений колхозов, дача заключений по ходатайствам колхозов о предоставлении им кредита, сельскохозяйственного инвентаря и т.д. Важнейшим по политической значимости событием в жизни казахского аула следует признать мероприятия по упразднению аульных Советов, деятельность которых основывалась на патриархальных родовых отношениях. В результате проведенного в Казахстане в 1930- 1932 годах низового районирования были полностью ликвидированы те аульные Советы, границы территории которых в свое время сложились с учетом родовых признаков.

В соответствии с решением VI Всеказахстанской партконференции (ноябрь 1927 г.) 27 августа 1928 года ЦИК н СНК КАССР издали, постановление "О конфискации байских хозяйств". Согласно ему, выселению подлежали наиболее крупные скотоводы ИЗ) коренного населения, которые, сохраняя полуфеодальные, патриархальные и родовые отношения, своим влиянием препятствовали советизации аула. К этой категории относились в кочевых районах скотоводы, имеющие свыше 400, в полукочевых районах- свыше 300, а в оседлых- свыше 150 голов крупного скота (эта норма могла быть снижена СНК до 100 голов). В отношении лиц, владеющих меньшим количеством скота, но по своему положению подпадающих под признаки экспроприируемой группы байства, вопрос о применении к ним постановления о конфискации байских хозяйств разрешался в каждом отдельном случае СНК Казахстана. В отношении лиц, ранее принадлежавших к привилегированному классу общества- потомкам султанов и ханов и др., особого решения правительства не требовалось. К 1930 году в республике еще насчитывалось 42 кочевых и полукочевых района, на долю которых приходилось более половины всей территории республики- 52%. Между тем кочевое хозяйство и обусловленный им образ жизни сильно тормозили развитие производительных сил, служили препятствием на пути социалистического переустройства аула и высвобождения бедняцко-середняцких масс от пережитков патриархально-феодальной идеологии. Это обстоятельство резко обострило значение вопроса об оседании кочевого и полукочевого населения. Он стал предметом специального обсуждения II сессии КазЦИКа, состоявшейся в начале 1930 года. В принятом на этой сессии постановлении "О путях оседания казахского населения" был определен широкий комплекс практических мероприятий по массовому, плановому оседанию трудового казахского населения.

3. После конфискации имущества и выселения крупнейших баев в 1928 году почти повсеместно и окончательно исчезли «аксакальские суды» в Казахстане. С произволом, чинимым этими судами в степи, ранее приходилось вести борьбу государственным органам. В 1927 оду в аулах, селах, кишлаках для бедняков и середняков были созданы третейские суды. Они существовали до начала 30-х годов. Третейские суды были правомочны рассматривать только гражданские и некоторые трудовые споры, не отнесенные к компетенции специальных судов и органов.

Проведение передела и перераспределения сенокосных и пахотных угодий привело к изъятию из рук баев огромных земель и передаче их беднейшим и середняцким хозяйствам. Следующим шагом в деле социалистического переустройства отношений в ауле явилась конфискация имущества и выселение баев- полуфеодалов. Эти мероприятия, связанные с особенностями революции в Казахстане, были необходимой предпосылкой для развития коллективного хозяйства, социалистических отношений, укрепления и активизации органов Советской власти на местах, а также искоренения патриархально-феодальных пережитков в ауле, носителями и распространителями которых являлись прежде всего баи. Подлежащим выселению лицам и членам их семей запрещалось проживать и вести хозяйство в прежних районах. Имущество баев, связанное с сельским хозяйством, подлежало конфискации, за исключением необходимого для ведения трудового хозяйства минимума скота и инвентаря. Конфискации не подлежали предметы домашнего обихода, не входящие в состав принадлежностей сельского хозяйства (одежда, мебель и т.д.), а также продукты питания. Все долговые обязательства бедняков выселяемым баям ликвидировались. Были урегулированы платежные обязательства баев по отношению к работавшим на них батракам, а последним помогали вступить в колхозы, устроиться на работу в совхозы. Для проведения конфискации создавались центральные и окружные комиссии. Большая часть конфискованного имущества передавалась беднейшим хозяйствам коренного населения. Остальная часть поступала в колхозы. В августе 1928 года СНК КАССР принял инструкцию по применению постановления ЦИК и СНК КАССР о конфискации байских хозяйств, в которой были уточнены некоторые положения: что подлежало конфискации из предметов домашнего обихода (золотая и серебряная посуда, драгоценности, ковры), регламентировались вопросы правового положения лиц, подлежащих выселению. Всем выселяемым окружными исполкомами выдавались документы с указанием округа, в пределах которого они должны были впредь проживать. На новом месте жительства высланные вносились в списки лишенных избирательных прав. Они могли быть восстановлены в правах на общих основаниях, через местные исполкомы и КазЦИК. Активное участие в мероприятиях по выселению байства принимала беднота. В целом по республике было конфисковано 696 хозяйств около 145 тыс. голов скота и много иного имущества. Около 85 тыс. голов конфискованного скота получили бедняки и батраки. 24 ноября 1928 года КазЦИК принял постановление «Об окончании работы по конфискации имущества баев и о роспуске Центральной и всех местных комиссий». Все комиссии распускались с 1 декабря 1928 года и с этого времени жалобы на выселение и конфискацию должны были подаваться в общем порядке в органы прокуратуры и РКИ (рабоче-крестьянской инспекции). Все судебные дела, связанные с выселением и конфискацией предлагалось закончить к 1 января 1929 года.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зиманов С.З. В.И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата. 1970.

2. История государства и пава КазССР. Под общей редакцией Сартаева С.С.

3. Сартаев С.С. Образование и становление казахской советской государственности. Алма-Ата. 1960.

Тема 9. «Победа социализма» в СССР и преобразование КАССР в союзную республику.

1. Конституция КазССР 1937 года. Формальность суверенных прав в области управления народным хозяйством, культурой.

2. Судоустройство. Положение о НКЮ КазССР от 3 июля 1937 г.

1. В силу сложной обстановки предвоенных лет необходимо было усилить борьбу с особо опасными государственными преступлениями. Поэтому постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 года за совершение тяжких преступлений срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 года было установлено, что выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции является серьезным государственным преступлением, равносильным вредительству и влечет за собой уголовное наказание-тюремное заключение от 5 до 8 лет. Учитывая огромную историческую важность изменений, происшедших в политической, экономической и культурной жизни страны, ЦК ВКП (б) в начале 1935 года признал необходимым разработать и принять новую Конституцию СССР. Вскоре на VII Всесоюзном съезде Советов была создана Конституционная комиссия. Летом 1936 года проект новой Конституции был опубликован для всенародного обсуждения. Проект Конституции имел большое значение для трудящихся Казахской республики, так как в нем рассматривалось преобразование КАССР в союзную республику. В ноябре 1936 года в республике состоялись чрезвычайные районные и областные съезды Советов. Делегаты съездов единогласно одобрили проект Конституции. После всенародного обсуждения проект новой Конституции был рассмотрен и принят 5 декабря 1936 года Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР. С момента принятия Конституции 1936 года КАССР была преобразована в союзную. В связи с преобразованием КАССР в союзную республику встал вопрос о выработке и принятии Конституции КазССР. В этих целях Президиум ЦИК КазАССР 9 июля 1936 года принял постановление «О новой Конституции Казахской республики», которым образовал конституционную комиссию. Обсуждение проекта Конституции республики носило широкий, массовый характер. 21-26 марта 1937 года в Алма-Ате проходил Чрезвычайный X Всеказахстанский съезд Советов, который 26 марта 1937 года принял постановление: «Проект Конституции (основного закона) КазССР в редакции, представленной редакционной комиссией съезда, утвердить». Конституция Казахской ССР состояла из 124 статей, 11 глав. Она провозгласила не только освобождение казахского народа от гнета царизма, помещиков, капиталистов, но и от гнета баев и националистической буржуазии. Также она содержала некоторые положения, касающиеся прав женщин (ст.99- о запрещении выдачи замуж малолетних и вступлении с ними в брак, об упразднении калыма, многоженства, аменгерства т т.д.). В главе 2 Конституции, посвященной государственному устройству КазССР, был отражен факт огромной исторической значимости- становление Казахстана суверенным социалистическим государством. В рамках общих принципов государственного суверенитета Конституция КазССР закрепила принцип территориального верховенства республики (ст.16). В результате за республикой была закреплена точно установленная территория, составлявшая ее государственные границы (8 областей на тот момент). Данная территория не могла быть сокращена или расширена без согласия самой республики в лице ее высшего органа государственной власти. Согласно Конституции высшим органом государственной власти был провозглашен Верховный Совет КазССР, избираемый 1 трудящимися на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Другим постоянно действующим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета КазССР. Конституция республики определила количественный состав и конкретные полномочия Президиума. Ведущее место среди органов государственного управления Конституция закрепила за Правительством республики- Советом Народных Комиссаров, ответственным перед Верховным Советом, а в период между сессиями- перед Президиумом Верховного Совета республики. Вопросам организации и деятельности местных органов государственной власти- местных Советов депутатов трудящихся- посвящалась 5 глава Конституции.

2. В главе 7 Конституции содержался целый ряд статей, связанных с порядком и принципами организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Были установлены следующие звенья судебной системы: Верховный Суд КазССР, специальные суды СССР, создаваемые по постановлениям Верховного Совета СССР, областные и народные суды. Конституция закрепила демократические принципы формирования судебных органов, а также самого судопроизводства: выборность судов всех звеньев, независимость судей и подчинение их только закону, отправление правосудия во всех судах с участием народных заседателей, гласность разбирательства судебных дел. Кроме того, Конституция установила: «Судопроизводство в КазССР ведется на казахском языке, а в районах с большинством русского или уйгурского, или узбекского населения соответственно на русском, уйгурском или узбекском языках, с обеспечением для лиц, не владеющих языком большинства населения района, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке». 3 июля 1937 года было издано Положение о Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) КазССР, в котором в соответствии с положениями Основного закона регламентировался порядок судопроизводства. В силу сложной обстановки предвоенных лет необходимо было усилить борьбу с особо опасными государственными преступлениями. Поэтому Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 года за совершение тяжких преступлений срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. Была усилена также уголовно-правовая борьба с дезорганизаторами производства и нарушителями трудовой дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права КазССР. Под общей редакцией Сартаева С.С. Алма-Ата. «Мектеп». 1984.

2. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

3. Вяткин М. Очерки по истории КазССР. 1941.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: