Тема 12. Государство и право Казахстана в годы перестройки

1. Майский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС и его значение для Казахстана.

2. Несостоятельность политики перестройки.

1. Апрельский (1985 года) Пленум ЦК КПСС. В рамках данного этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию так называемого ускорения. Как предполагало и верило руководство страны, вывести общество из застоя поможет борьба с пьянством и распущенностью. Были проведены беспрецедентная антиалкогольная кампания, вырублены виноградники. Затем ужесточили трудовую, производственную и учебную дисциплину. Как ожидалось, эти меры должны были оперативно сказаться на росте производительности труда и ускорении общественного развития. Однако в качестве главного фактора ускорения виделась идея обновления производственного аппарата (станки, оборудование, технологические линии и т.д.). Между тем, в условиях отсутствия рынка и частной собственности, а также конкурентной борьбы за потребителя всякие идеи ускорения оставались не более, чем иллюзией. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась и в сельском хозяйстве.

2. Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М.С.Горбачевым с приходом его к руководству СССР, имел на отправном этапе такую же тенденцию, как и попытки его предшественников, пытавшихся, при восхождении к власти, показать себя деятельными, демократичными реформаторами. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование общества, вошла в историю под названием «перестройка».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан. Астана. «Фолиант». 2000.

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Алматы. 1992.

Тема 13. Условия и особенности распада Советского Союза (декабрь 1991 г.)

1. Встреча лидеров трех славянских государств и ее политико- правовые последствия.

2. Аннулирование ст. 6 Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС.

3. Особенности распада Союза Советских Социалистических Республик.

1. Реше­ния принятые в декабре 1991 года и Беловежской пуще (Беларусь), шли в русле усугубляющегося распада СССР как единого государства и поэтому решение лидеров России, Ук­раины, Белоруссии не было таким уже неожиданным. Но вся острота той ситуации состояла в том, что явственно намечался раскол прежнего Союза по линии разлома и противостояния славянского и тюркского союзов.

В эти сложные дни 13 декабря 1991 года но инициативе Президента Казахстана состоялся Ашгабадский саммит глав центральноазиатских государств - И.Каримова, А.Акаева. Н.Назарбаева, Р.Набиева, С. Ниязова. В ходе этого саммита ру­ководители центральноазнатскнх государств настояли на том, что они войдут в состав СНГ на правах учреди гелей. По на­стоянию Н.А.Назарбаева следующая встреча с участием всех заинтересованных государств были назначена в Казахстане. Вечером 21 декабря 1991 года Алматинскую декларацию о по­явлении на политической карге мира Содружества Независи­мых Государств подписали руководители десяти союзных рес­публик бывшего СССР.

Этим актом была поставлена последняя точка в советской тоталитарной истории, а также был предложен ряд документов по смягчению этого переходною периода.

Конструктивная деятельность Президента Казахстана Н.А.Назарбаева в период подписания договора о СНГ нашла свое отражение в ряде высказываний некоторых политиков. которые отмечают, что Н.А. Назарбаев "в отличие от "беловежских зубров" не запятнал себя позором прямого со­участия в развенчании великой мировой державы". На всем протяжении последнею года существования Союзного госу­дарства Н.А. Назарбаева отличало "заинтересованное личное участие и взвешенная позиция на всех этапах подготовки со­юзного договора, его конструктивная активность в продвиже­нии ново-огаревского процесса, гласное и негласное посредни­чество в разрезе кризисных ситуаций, то и дело возникавших в этой связи в отношениях между М. Горбачевым и Б.Ельци­ным".

Но колесо истории нельзя повернуть вспять. Распад союза состоялся. И задача состояла в том, чтобы создание СНГ выполнило миссию "цивилизованного развода" бывших республик СССР.

С момента появления на политической карте мира СНГ начинается новый период существования и развития Казах­стана как независимого суверенного государства.

Когда, наконец, возникают реальные предпосылки для разрешения самых насущных проблем национального возрождения казахского народа и этнических групп, их духовности и культуры, мы сталкиваемся с инерцией продолжающегося разрушительного воздействия на окружающую природу и среду обитания прежнего экономического механизма, психологических установок и стереотипов хозяйственной жизни.

Самый главный и труднопреодолимый недостаток в том, что мы до сих пор не можем полностью осознать свой собственный национальный интерес, исходя из которого происходит естественное ранжирование всех приоритетов как внутренней, так и внешней политики, экономики и культуры.

2. В этих условиях КПСС с особой остротой продемонстрировала свою неспособность в деле консолидации здоровых сил, а также показала свое хроническое отставание от хода быстро меняющихся событий.

Запрет Компартии привел к тому, что обнажилась цементирующая роль КПСС в тоталитарном обществе, ибо в условиях запрета начался процесс разрушения как организационной структуры КПСС, так и экономических механизмов, а ликвидация этого мощного орудия жесткой централизации сделали процесс распада СССР необратимым. В последнее время нет - нет да и раздаются голоса о том, что СССР мог бы осуществить эволюционный, постепенный путь модернизации режима (на манер китайских реформ). Но здесь следует сказать, что история не творится в сослагательном наклонении. И в данном случае наверное есть доля истины в таких высказываниях, что к середине 80-х годов советская тоталитарная система был уже нереформируема эволюционным путем".

Но, возвращаясь к событиям осени 1991 года, следует сказать. что ценой неимоверных усилий Н.А.Назарбаев в этих критических условиях делал все, чтобы не допустить хаоса. По предложению Президента Казахстана началась работа по заключению добровольного экономического союза. В начале октября в Алма-Ате была таки положена основа Договора о экономическом сотрудничестве, под которым поставили свои подписи главы тринадцати республик. Однако эти шаги по об­новлению союзного договора, выполнявшиеся в соответствии с волеизъявлениями абсолютного большинства (94,1% от при­нявших участие в голосовании в ходе референдума 17 марта 1991 года) населения СССР, были заглушены внезапным лес­ным эхом Беловежской Пущи. Об этом уже было сказано выше.

3. Новые подходы к обновлению Союзного договора начались по инициативе президентов Казахстана и России. Так, Н.А.Назарбаев и Б.Н.Ельцин подписали 17 августа 1991 года совместное заявление "О гарантиях стабильности Союза суверенных государств", "О едином экономическом простран­стве". На основании этих заявлений лидерами Казахстана и России была проведена большая работа по подготовке и подписанию нового Договора о союзе суверенных государств. Подписание этого документа планировалось на 20 августа. Но события приняли другой оборот.

Утром 19 августа 1991 года по всем средствам массовой информации было объявлено, что на территории Советского Союза всю полноту власти берет в свои руки ГКЧП. В этих условиях руководство Республики Казахстан и лично Президент Н.А.Назарбаев проявили мужество, мудрость, волю и реши­тельность. Это выразилось в том, что руководство нашей страны выступило с осуждением ГКЧП, наотрез отказалось ввести в Казахстане режим чрезвычайного положения, и призвали население республики проявить выдержку, благоразумие и спокойствие. В принятом нашим руководством заявлении го­ворилось, что "созданный тремя лидерами комитет, без ведома Верховного Совета СССР и республик, порождает заведомо незаконные документы, которые, кроме всего прочего, попирают республиканские декларации о суверенитете".

Антиконституционный государственный переворот 19 ав­густа 1991 года ясно показал, что некоторая часть партийной верхушки в своих судорожных попытках остаться у власти могла натворить много и много бед. Но здравые силы, про­явив выдержку и твердую волю. сломили первоначальный "натиск" путчистов, не поддались на провокацию, а затем и вынудили их сдаться. В те дни весь мир пережил огромное по­трясение. Суть его может быть сведена к простому вопросу: как могла великая держава "лишиться" своего Президента?

Но основной причиной, способствовавшей такому разви­тию событий, является скорее то, что к этому времени в Совет­ском Союзе воцарилась полнейшая неразбериха, а М.С. Горбачев и его ближайшее окружение утратили контроль над хо­дом событий. В этих условиях президенты союзных республик оказались той силой, которая могла противостоять путчистам, и даже более того - выступить гарантом сохранения законности и стабильности.

Как фигурально заметил Н.А. Назарбаев, власть в Москве просто лежала на земле, а Б.Н.Ельцин, благодаря своей политической воле, взял ее в свои руки. Возвращение М.С. Горбачева из Фороса после провала путча было уже сугубо формальным актом. Ибо если в период противостояния демократических сил путчистам М.С.Горбачев выступал как олицетворение легитимности и законности, то его возвращение в Москву после провала путча было скорее возвращением приватного лица, а не руководителя государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: