МЕТОДИКА ДОПОЛНЕНИЯ
Одной из очень распространенных психолингвистических методик в свое время была методика дополнения (cloze procedure). Процедура эксперимента заключается в следующем. В тексте пропускается каждое пятое, шестое, n-ное слово, каждое из которых заменяется пропуском (пробелом) одинаковой длины. Испытуемым предлагается восстановить текст, вставив пропущенные слова. (8) Индеец............ надел........ взял................................. сел в и отправился в
Сущность методики восстановления состоит в искажении речевого сообщения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановления. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенного сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспечивающий даже при наличии помех более или менее адекватное понимание как устной, так и письменной речи. Эта методика появилась потому, что использование технических средств коммуникации влекло за собой пропуск букв или замену их другими.
Испытуемые с большей легкостью восстанавливают текст, поврежденный в его ' легкой" форме (когда пропускаются артикли, союзы, местоимения, вспомогательные глаголы), чем в его трудной форме (когда пропускаются существительные, глаголы и наречия). Если получатель владеет языком отправителя, для него легко понять сообщение и заполнить пропуски. Если заполнение пробелов для него представляет сложность, то ему трудно будет и понять это сообщение. Низкопредсказуемые слова более успешно и более быстро восстанавливают пожилые люди, а не молодые испытуемые. Зашумленные слова без контекста более успешно восстанавливают молодые испытуемые, а пожилые испытуемые более успешно восстанавливают зашумленные слова на основе понимания контекста.
Лица, дающие в свободном ассоциативном эксперименте большое количество редких ассоциаций, менее правильно восстанавливают поврежденный текст. При этом, тексты написанные этими испытуемыми, указывают на повышенную тревожность этих лиц. Данные эксперимента по методике дополнения позволяет сделать выводы не только в отношении текстов, но и для описания особенностей речевого и неречевого поведения испытуемых.
В психолингвистике испытуемых могут попросить высказаться относительно истинности или ложности некоторого суждения или относительно того, является ли предъявленный набор символов словом (lexical decision task). Испытуемому предъявляются предложения и хронометрируется время, проходящее между предъявлением суждения (допустим на мониторе компьютера) и ответом, сигнализирующем о завершении процесса понимания (после нажатия клавиши). Чтобы испытуемый не имитировал понимание, периодически задаются смысловые вопросы по предъявляемому материалу.
Эксперименты показывают, что семантическое расстояние между объектами зависит от уровней семантической организации, к которым они принадлежат. Так, например, вынесение суждения относительно истинности утверждения Канарейки — птицы требует меньше времени, чем относительно утверждения Канарейки — животные, так как верификация последнего требует промежуточного шага в констатации того, что канарейки, входя в разряд птиц, входят в класс животных. Семантическое расстояние объектов разного уровня общности определяется как планом их содержания, так и планом их обобщенности.
Измерение степени смысловой близости слов в сознании человека по методике, предложенной А.Р.Лурией и О.С.Виноградовой, связано с особенностями сосудистых рефлексов человека. При нейтральной реакции на внешний раздражитель-стимул кровеносные сосуды пальцев и головы находятся в нормальном состоянии и не показывают никаких изменений. При ориентировочной реакции, когда человек активно реагирует на какой-то раздражитель-стимул, сосуды пальцев сжимаются, в то время как сосуды головы расширяются. При защитной реакции, когда человек реагируя на неблагоприятный стимул, мобилизует силы своего организма к сопротивлению, сосуды и пальцев, и головы сжимаются.
В опыте человеку называли слово скрипка и одновременно наносили несильный удар тока. На удар тока вырабатывалась защитная реакция, которая сохранялась даже тогда, когда испытуемый слышал слово скрипка, а удара током при этом не было. Человеку называли ряд других слов, на каждое из них он реагировал по-разному. Так, на слова скрипач, смычок, струна, мандолина, контрабас он реагировала защитной реакцией, т.е. так нее, как и на слово скрипка. Ориентировочные (т.е. более слабые реакции отмечались у испытуемых тогда, когда им предъявлялись названия неструнных музыкальных инструментов {барабан, аккордеон, кларнет), названия, связанные с музыкальными сочинениями и их исполнением, т.е. с музыкой вообще (соната, концерт), слова, лишь фонетически близкие к слову скрипка (скрепка). На третью группу слов (шкаф, сапог, облако) реакции были нейтральными. Этот принцип лежит в основе действия детектора лжи (lie detector).