Методы косвенного исследования семантики

МЕТОДИКА ДОПОЛНЕНИЯ

Одной из очень распространенных психолингвистических методик в свое время была методика дополнения (cloze procedure). Процедура экспе­римента заключается в следующем. В тексте пропускается каждое пятое, шестое, n-ное слово, каждое из которых заменяется пропуском (пробелом) одинаковой длины. Испытуемым предлагается восстановить текст, вставив пропущенные слова. (8) Индеец............ надел........ взял................................. сел в и отправился в

Сущность методики восстановления состоит в искажении речевого со­общения и последующем его предъявлении испытуемым для восстановле­ния. Условием, обеспечивающим возможность восстановления разрушенно­го сообщения, служит принцип избыточности речевого сообщения, обеспе­чивающий даже при наличии помех более или менее адекватное понимание как устной, так и письменной речи. Эта методика появилась потому, что использование технических средств коммуникации влекло за собой пропуск букв или замену их другими.

Испытуемые с большей легкостью восстанавливают текст, поврежден­ный в его ' легкой" форме (когда пропускаются артикли, союзы, местоиме­ния, вспомогательные глаголы), чем в его трудной форме (когда пропуска­ются существительные, глаголы и наречия). Если получатель владеет язы­ком отправителя, для него легко понять сообщение и заполнить пропуски. Если заполнение пробелов для него представляет сложность, то ему трудно будет и понять это сообщение. Низкопредсказуемые слова более успешно и более быстро восстанавливают пожилые люди, а не молодые испытуемые. Зашумленные слова без контекста более успешно восстанавливают молодые испытуемые, а пожилые испытуемые более успешно восстанавливают за­шумленные слова на основе понимания контекста.

Лица, дающие в свободном ассоциативном эксперименте большое ко­личество редких ассоциаций, менее правильно восстанавливают поврежден­ный текст. При этом, тексты написанные этими испытуемыми, указывают на повышенную тревожность этих лиц. Данные эксперимента по методике дополнения позволяет сделать выводы не только в отношении текстов, но и для описания особенностей речевого и неречевого поведения испытуемых.

В психолингвистике испытуемых могут попросить высказаться относи­тельно истинности или ложности некоторого суждения или относительно того, является ли предъявленный набор символов словом (lexical decision task). Испытуемому предъявляются предложения и хронометрируется вре­мя, проходящее между предъявлением суждения (допустим на мониторе компьютера) и ответом, сигнализирующем о завершении процесса понима­ния (после нажатия клавиши). Чтобы испытуемый не имитировал понима­ние, периодически задаются смысловые вопросы по предъявляемому мате­риалу.

Эксперименты показывают, что семантическое расстояние между объ­ектами зависит от уровней семантической организации, к которым они принадлежат. Так, например, вынесение суждения относительно истин­ности утверждения Канарейкиптицы требует меньше времени, чем от­носительно утверждения Канарейкиживотные, так как верификация по­следнего требует промежуточного шага в констатации того, что канарейки, входя в разряд птиц, входят в класс животных. Семантическое расстояние объектов разного уровня общности определяется как планом их содержа­ния, так и планом их обобщенности.

Измерение степени смысловой близости слов в сознании человека по методике, предложенной А.Р.Лурией и О.С.Виноградовой, связано с осо­бенностями сосудистых рефлексов человека. При нейтральной реакции на внешний раздражитель-стимул кровеносные сосуды пальцев и головы нахо­дятся в нормальном состоянии и не показывают никаких изменений. При ориентировочной реакции, когда человек активно реагирует на какой-то раздражитель-стимул, сосуды пальцев сжимаются, в то время как сосуды головы расширяются. При защитной реакции, когда человек реагируя на неблагоприятный стимул, мобилизует силы своего организма к сопротивле­нию, сосуды и пальцев, и головы сжимаются.

В опыте человеку называли слово скрипка и одновременно наносили несильный удар тока. На удар тока вырабатывалась защитная реакция, ко­торая сохранялась даже тогда, когда испытуемый слышал слово скрипка, а удара током при этом не было. Человеку называли ряд других слов, на каждое из них он реагировал по-разному. Так, на слова скрипач, смычок, струна, мандолина, контрабас он реагировала защитной реакцией, т.е. так нее, как и на слово скрипка. Ориентировочные (т.е. более слабые реакции отмечались у испытуемых тогда, когда им предъявлялись названия не­струнных музыкальных инструментов {барабан, аккордеон, кларнет), названия, связанные с музыкальными сочинениями и их исполнением, т.е. с музыкой вообще (соната, концерт), слова, лишь фонетически близкие к слову скрипка (скрепка). На третью группу слов (шкаф, сапог, облако) ре­акции были нейтральными. Этот принцип лежит в основе действия детек­тора лжи (lie detector).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: