Тема 6. Патопсихолингвистика

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ

ГРАДУАЛЬНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы "по по­рядку". К примеру, 36 слов со значением "размер" были расположены 103 испытуемыми в эксперименте следующим образом: Микроскопический, чуточный, крошечный, крохотный, малюсенький, махонький, карликовый, кукольный, миниатюрный, игрушечный, маленький, мелкий, малый, не­большой, нормального размера, немаленький, немалый, большой, порядоч­ных размеров, крупный, значительных размеров, солидных размеров, здоро­вый, громоздкий, внушительных размеров, здоровенный, огромный, громад­ный, гигантский, грандиозный, неохватный, исполинский, неизмеримый, колоссальный, циклопический, чудовищного размера.

Соответственно, если известно место слова на определенной семанти­ческой шкале, можно измерить и семантическое расстояние между слова­ми: Небольшойнемаленький (расстояние 2,81); небольшойбольшой (5,14);

крохотныйгромадный (23,80); микроскопическийчудовищного

размера (33,17).

Результаты подобного эксперимента позволяют создавать "градуальные словари, представляющие практическую ценность (в частности, для со­ставления рекламных текстов).

Близки к задачам исследования по методике сосудистых реакций и ме­тодики, связанные с построение разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы — как человек вы­деляет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы.

Дж.Миллер в конце 60-х годов выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Испытуемым предлага­ют классифицировать материал (например несколько слов), причем ни ко­личество групп, которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничивается.

Результаты эксперимента отражаются в матрице, где мерой семантиче­ского сходства каждой пары объектов служит количество отнесений их ис­пытуемыми в один класс. На основе таких изменений производится проце­дура так называемого кластер-анализа, т.е. объединение объектов в. после­довательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, потом эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним и т.д. Появляются ряды кластеров, органи­зующие материал на разных уровнях семантической близости. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова. Вот фрагмент дерева классификации:

чемодан -...................____

ящик-----------........... '

шкаф--------------------- -

сундук------------------- -

погреб...... ----------------

машина -

движение

самолет

парусник

носилки--

При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет обнаружить факты, которые помогают дополнительно вы­явить важные семантические закономерности.

Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формиро­вании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: