ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КЛАССИФИКАЦИЕЙ
ГРАДУАЛЬНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ
В ходе эксперимента по градуальному шкалированию испытуемым предлагается расположить ряд слов одной семантической группы "по порядку". К примеру, 36 слов со значением "размер" были расположены 103 испытуемыми в эксперименте следующим образом: Микроскопический, чуточный, крошечный, крохотный, малюсенький, махонький, карликовый, кукольный, миниатюрный, игрушечный, маленький, мелкий, малый, небольшой, нормального размера, немаленький, немалый, большой, порядочных размеров, крупный, значительных размеров, солидных размеров, здоровый, громоздкий, внушительных размеров, здоровенный, огромный, громадный, гигантский, грандиозный, неохватный, исполинский, неизмеримый, колоссальный, циклопический, чудовищного размера.
Соответственно, если известно место слова на определенной семантической шкале, можно измерить и семантическое расстояние между словами: Небольшой — немаленький (расстояние 2,81); небольшой — большой (5,14);
|
|
крохотный — громадный (23,80); микроскопический — чудовищного
размера (33,17).
Результаты подобного эксперимента позволяют создавать "градуальные словари, представляющие практическую ценность (в частности, для составления рекламных текстов).
Близки к задачам исследования по методике сосудистых реакций и методики, связанные с построение разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы — как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определенные группы, классы.
Дж.Миллер в конце 60-х годов выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации. Испытуемым предлагают классифицировать материал (например несколько слов), причем ни количество групп, которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничивается.
Результаты эксперимента отражаются в матрице, где мерой семантического сходства каждой пары объектов служит количество отнесений их испытуемыми в один класс. На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, т.е. объединение объектов в. последовательные группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе всего друг к другу, потом эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости. В результате получается своеобразное дерево кластеризации. Чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова. Вот фрагмент дерева классификации:
|
|
чемодан -...................____
ящик-----------........... '
шкаф--------------------- -
сундук------------------- -
погреб...... ----------------
машина -
движение
самолет
парусник
носилки--
При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет обнаружить факты, которые помогают дополнительно выявить важные семантические закономерности.
Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформированности или распада личности.