ДЕФЕКТЫ РЕЧИ
К расстройствам речи относят также дефекты речи. Часть из них связана с голосообразованием. Алалия — отсутствие речи вследствие нарушения ее развития или органического поражения. Дисфония (или афония) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шёпотной речи. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическиими дефектами речевого аппарата.
Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпо-ритмической организации высказываний. Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состояние мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах. Заикание развития наблюдается в раннем детстве; когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции, но при этом с ним много разговаривают и учат его трудным словам, фразам. Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие (испуг, психическая травма, тяжелые конфликты в семье или длительных истощающих болезней).
|
|
К изменениям несудорожного характера, относится брадилалия (проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы) и тахилалия (проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы; связано с преобладанием у человека процесса возбуждения).
К нарушениям звукопроизносительной организации относится дизартрия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь — и дислалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звука [р] и [р'] и [с].
К нарушениям слуха относится тугоухость. Среди нарушений письменной речи отмечают дислексию (dislexia) — нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв, и дис- графию (dislgraphia)— нарушение способности правильно писать.
В патопсихолингвистике изучаются речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем — в основном это особенности речи у глухих и глухонемых.
Есть две разновидности языка глухонемых — жестовый и буквенный. Для тестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Особые обозначения действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемых в русском языке однокорневыми словами (чистый — чистить — чисто); в ряде случаев отсутствуют обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить — молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться — баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью.
|
|
В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи. В последнее время большое внимание уделяется излечению детей с расстройствами внимания (ADD — attention deficit disorder), при которых снижена способность удерживать внимание на содержании речи, и нарушениям речи при болезни Альцгеймера (Alzheimer disease).