Язык глухонемых

ДЕФЕКТЫ РЕЧИ

К расстройствам речи относят также дефекты речи. Часть из них свя­зана с голосообразованием. Алалия — отсутствие речи вследствие наруше­ния ее развития или органического поражения. Дисфония (или афония) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. Отсутствует звучный голос при сохранении шёпотной речи. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическиими дефектами речевого аппарата.

Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпо-ритмической организации высказываний. Заикание (логоневроз) — нару­шение темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состояние мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в двух формах. Заикание развития наблюдается в раннем детстве; когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции, но при этом с ним много разговаривают и учат его трудным словам, фразам. Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие (испуг, психиче­ская травма, тяжелые конфликты в семье или длительных истощающих болезней).

К изменениям несудорожного характера, относится брадилалия (проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой про­граммы) и тахилалия (проявляется в ускоренной ритмизации артикуляци­онной речевой программы; связано с преобладанием у человека процесса возбуждения).

К нарушениям звукопроизносительной организации относится дизарт­рия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь — и дислалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звука [р] и [р'] и [с].

К нарушениям слуха относится тугоухость. Среди нарушений пись­менной речи отмечают дислексию (dislexia) — нарушение процесса чтения, которое проявляется в затруднениях опознавания и узнавания букв, и дис- графию (dislgraphia)— нарушение способности правильно писать.

В патопсихолингвистике изучаются речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем — в основном это особенности речи у глухих и глухонемых.

Есть две разновидности языка глухонемых — жестовый и буквенный. Для тестового языка характерен такой семантический синтаксис, в кото­ром отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Особые обозначения действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемых в русском языке однокорневыми словами (чистыйчиститьчисто); в ряде случаев отсутствуют обозначение действия и предмета, на который на­правлено действие (доитьмолоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мытьсябаня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью.

В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ран­ними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсут­ствие речи. В последнее время большое внимание уделяется излечению де­тей с расстройствами внимания (ADD — attention deficit disorder), при ко­торых снижена способность удерживать внимание на содержании речи, и нарушениям речи при болезни Альцгеймера (Alzheimer disease).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: