Методика расчета ССК.
1 этап. Определяется индивидуальная стоимость различных видов ресурсов или элементов капитала.
2 этап. Рассчитываются удельные веса каждого вида ресурса, а затем пересчитывается стоимость этого вида ресурса с учетом его удельного веса.
3 этап. Все расчеты сводятся (суммируются) к показателю ССК.
Для расчета индивидуальных стоимостей ресурсов (каждый из элементов капитала) используются специальные формулы, но общая идея расчета такова:
Все издержки (затраты) на привлечение источника/ср-ва полученные п/п из этого источника.
Напр.: 100%* Сумму дииденд. по привел. акциям/ сумму привелиг. акций = стоиость капитала полученная при эмиссии привел. акций.
Ст-ть кап-ла получ. в форме кредита = %за кредит/ЗС * 100%(учитывается налоговая экономия)
Ст-ть кап-ла полу. при эмиссии обык. акций = дивиденды ожидаемые/сумма об.акций + нерспрежделенная прибыль *100%.
ССК = сума Кy * dy
Ky – стоимость y-го ресурса
Dy – удельный вес y-го финансового ресурса в пассиве.
Традиционно считается, что Ц = С/с + П (*).
|
|
После реализации единицы продукции мы получаем прибыль.
Метод Валовой маржи иначе трактует эту формулу (*):
Из продажи:
Переменные затраты. | Валовая маржа. |
То есть, после реализации объема продукции из выручки исключают переменные издержки, так как они связаны с производством каждой готовой единицы продукции.
При этом базовой концепцией является пропорциональность этих издержек объему.
Кроме этого в качестве основополагающих используют следующие положения:
1. не происходит изменения цен на продукцию и сырье в анализируемом периоде.
2. постоянные издержки остаются = conct.
3. переменные издержки на 1 единицу продукции не изменяются при изменении объема.
4. продажи осуществляются равномерно.
На 2 шаге расчета надо точнее разделить и рассчитать издержки на рост объема переменных.
прибыль (маргинальная прибыль, сума покрытия, валовая маржа и так далее).
Из этой суммы надо покрыть постоянные издержки (расходы) и после этого получить прибыль.
На каком то этапе мы должны получить такую выручку, которая будет = сумме постоянных и переменных затрат, ИЛИ валовая маржа = постоянным затратам.
Тогда прибыль = убыток = 0 (ноль).
Это и есть критическая точка (критическая выручка, пороговая выручка).
Вывод:
Гр = 0, Уб = 0
Впор.* Вал.маржу/Впор. = постоянные издержки.
Валовая маржа / Впор. = Квм. (коэффициент валовой маржи).
Впор. = пост.изд./Квм. – порог рентабельности.
Рассмотрим графические методы расчета порога рентабельности на примере.
Исходные данные.
Показатели | Тысяч рублей | Относительно выручки | Показатели | Тысяч рублей | Относительно выручки |
В | 100% | Постоянные затраты | - | ||
Переменные издержки | 50% | Прибыль | |||
Валовая маржа | 45% |
Графический метод.
|
|
1. построим в осях линию – график постоянных издержек.
Выручка = 0, валовая маржа = 0
Выручка = 20000, валовая маржа = 9000
Впор. = постоянные издержки/Квм.= 8600/0,45=19110
График показывает, что Вфакт.>Впорог. на 890 т.р.
2. запас финансовой прочности (ЗФП) – это такой V-е выручки, которое способно выдержать предприятие не неся убытков. (превышение Вфакт. Над Впорог.).
ЗФП может быть рассчитан в стоимостной форме:
ЗФП >Вфакт. – Впор.
ЗФП = Вфакт.- Впор./Вфакт. 890/20000 * 100% = 4,45%.
Предприятие может вынести падение до 4,45%.
2 графический метод.
Дополнительные данные.
Ц = 50, К = 4000, переменные затраты на единицу = 2,75.
1. построим график изменения суммы затрат на производство (потоянные затраты + переменные затраты).
К = 0 суммарные затраты = 8600+2,75*0
К = 400 суммарные затраты = 2,75*4000+8600=-19600.
2. построим график, обратный изменения Впор
Кпор. = 19110/5,0 = 3822
2. масса прибыли М.
3. М = удельная валовая маржа (Кф – Кпор.).
М = уд.вал.маржа*Ксверх порог.
Уд.вал.маржа = валовая маржа/ Кф.; или уд.валоая маржа = Цед.- пер.изд.за год.
М = (5,0-0,75)*(4000-3,822)= 2,25*178=400т.р.
2,25*3822=8600 (покрытые потоянные затраты).
2,25*1,78=400т.р.
в том случае, когда производится несколько видов продукции, то возникает задача не только расчета общего порога рентабельности, но и для каждого отдельного вида продукции вводим долю (часть постоянных расходов), приходящихся на этот вид продукции.
Чаще всего это делается с помощью показателя d данного вида продукции в выручке.
Порог рентабельности = пост.изд.*d«а»/ Квм«а».
Продукция вида «а».
d«а» = В «а»/В.