Ассортиментная политика предприятия.
Оптимальная структура продаж чаще важнее занимаемой ниши.
Иногда создается впечатление, что оптимизировать структуру можно по фактору рентабельности, то есть увеличивая долю тех видов продукции, рентабельность которых выше и избавляясь от убыточных. Но если отдельные виды продукции приносят убытки, являются низкорентабельными, то это может быть следствием низких объемов его производства и т.д.
Возможна ситуация, когда порог рентабельности просто недостижим в конкретных условиях предприятия. Именно от таких товаров надо избавляться.
Если доля какого- то товара в выручке незначительна и ее рост сопровождается более быстрым ростом затрат, то от производства такого товара надо избавляться.
С позиции финансового менеджмента критерии при формировании структуры продаж является коэффициент валовой маржи.
Если какие – то виды продукции приносят убыток, но имеют высокое значение Квм, то при условии сбыта этих товаров надо наращивать объемы их выпуска, чтобы достигнуть порога рентабельности и получить прибыль.
|
|
Если убыточные товары имеют низкое значение Квм, то от них надо отказаться.
Порог рентабельности = постоян.затр./Квм.
Если в структуре продаж увеличивается доля прод. и с высокими коэффициентами валовой маржи, то в целом финансовые показатели предприятия улучшаются.
Растет П, растет запас финансовой прочности, падает порог
рентабельности.
Пример: компания по производству туристического оборудования.
Рюкзак | Компакт | Стандарт | Ранец | Итого |
Объем продаж, $ | ||||
Доля в структуре продаж, % | ||||
Переменные затраты | ||||
Валовая маржа | ||||
Квм, % | 33,3 | |||
Постоянные затраты | ||||
Прибыль |
Порог рентабельности = 18600/0,31 = 60000
Определим порог рентабельности для каждого вида товаров путем пропорционального распределения.
Порог рен. компакт = 0,3*60000=18000
Порог рен. стандарт = 0,6*60000 = 36000
Порог рен. ранец = 0,1*60000 = 6000.
Пусть фактическая структура продаж изменяется следующим образом:
Доля изделий стандартного типа падает до 30%, ранцевого типа растет до 40%.
Рюкзаки | Компакт | Стандарт | Ранец | Итого |
Объем продаж, $ | ||||
Доля в структуре продаж, % | ||||
Переменные затраты | ||||
Валовая маржа | ||||
Квм, % | 33,3 | |||
Постоянные затраты | ||||
Прибыль |
Порог рентабельности* = 18600/0,36 = 51667 (падает).
На практике не хватает формального подхода и формальной оптимизации по критерию Квм. Так как почти всегда существуют ограничительные факторы, которые препятствуют в получении максимального результата по формальному критерию, поэтому вырабатывается следующий подход:
|
|
необходимо максимизировать валовую маржу в расчете на 1 единицу фактора ограничения.
Этот подход универсальный и дает наилучший результат.
Ограничительные факторы:
- оборудование (машино-часы).
- персонал (человеко-часы).
- финансовые ресурсы.
- и д.р.