Философия бизнеса организации

Выявление и анализ проблемных ситуаций на предприятии

  1. Выявление проблемы
  2. Классификация проблем
  3. Методы выявления проблем

Выявление проблемы

Рассмотрение любой стратегии на предприятии начинается с выявления проблемы.

При описании проблемных ситуаций необходимо представить полный объем информации по проблеме, затем рассматриваются возможные средства решения проблемы. Обязательно проблема рассматривается с учетом цели. Цель позволяет убрать избыточную информацию.

Процесс описания проблемы состоит из этапов:

  1. Фиксация проблемы (недостаточная и неупорядоченная информация)
  2. Предварительное описание ситуации (выявление недостаточной информации)
  3. Информационный поиск
  4. Полное описание проблемной ситуации

На практике не всегда можно четко сформулировать существо проблемы. Ядром любой проблемы являются противоречия. Их может быть много, но следует выделить главное.

На процесс формулирование проблемы большое влияние оказывают ценностные нормы и нормативы, в том числе запреты.

Классификация проблем

Проблемы подразделяются на следующие типы:

- встроенные – противоречие организации между стабильностью и развитием, между целями работников и организацией. Эти проблемы никогда не удается решить полностью. Работники хотят много получать и мало работать.

- социокультурные проблемы – привычки, традиции, опыт работников данной организации. Эти проблемы можно решить, но решаются долго (смена поколений). Работники часто пьют чай.

- ситуативные проблемы – зависят от ситуации на организации, они очень разные. Отдел сбыта дублирует отдел маркетинга.

- При формулировании проблемы, проблема напоминает жалобу.

- На следующем этапе указывается причина и следствие.

- Выявляется главное противоречие и главное в этой проблеме.

Из всех выявленных проблем можно выделить главную и результирующую. Главная – корневая, ключевая, узловая, она является причиной возникновения других проблем. Результирующая проблема – проблема, которая решается автоматически при решении других проблем.

Методы выявления проблем

- Корреляционно-регрессионный анализ.

- Контент-анализ.

- Функционально-стоимостной анализ.

- Морфологический.

- Интервью

- Экспертные оценки – мнение квалифицированных людей

- Социологические исследования

Выбор конкретных методов зависит от специфики организации и специфики проблемы.

  1. Видение организации
  2. Миссия организации
  3. Цель организации

Видение организации

Мысленное путешествие от действительного состояния качественно новому, взгляд сверху, идеальная картина будущего. Некоторый образ, которого невозможно достичь.

Видение имеет для организации большое значение, оно мотивирует работников, объединяет действие всех в одном направлении, создает определенный импульс. Видение пересматривается:

Филипс: «давайте делать товары лучше»

Эпл: «способствовать развитию человечества»

Джиниринг Электрик: «стать самой конкурентоспособной фирмой в мире»

Шефрон: «Буть лучше лучших»

Дисней: «Сделать людей счастливыми»

10.09

Миссия организации

Видение организация определяет миссию организации. Миссия – это предназначение, тип организации, смысл существования, причина существования, чем отличается от других.

Миссия вовнутрь - собственное представление о себе, демонстрация ценностей принятых в организации.

Миссия вовне – впечатление, которое организация хочет произвести, отличие от других организаций.

Факторы, которые влияют на формирование миссии:

  1. Исторические особенности организации
  2. Стили поведения работников организации
  3. Состояние внешней среды
  4. Наличие ресурсов
  5. Специфические особенности организации

Что дает формулирование миссии для организации?

1. Субъекты внешней среды получают возможность хорошо идентифицировать организацию.

2. Это позволяет организации сформировать свой имидж.

3. Позволяет получить широкую панораму (взгляд с высоты птичьего полета).

4. Помогает, как магнит, направить интересы сотрудников в одну сторону.

Требование к выбору миссии: простые, понятные термины, однозначность толкования, специфика организации, назначение организации. Обычно, это короткий лозунг. Формируется миссия по схеме: для… (детей, мам)… мы удовлетворяем (потребность)… путем … Например, ИНКОМБанк: «мы экономим ваши деньги и время». Лукойл: «стать компанией мирового класса». Пепси-кола: превзойти коку. Майкрософт: «компьютер на каждом столе и в каждом доме».

Цель разрабатывается на основе видения и миссии. Цели формируют собственники организации, работники организации, потребители продукции, партнеры организации, местное сообщество, общество в целом.

Наибольшее влияние на цели оказывают интересы собственников, наемных работников и потребителей. Цели бывают экономические и неэкономические, количественные и качественные, краткосрочные и долгосрочные. Правила разработки цели: цель должна конкретизировать видение и миссию. Должно учитываться конкретное состояние организации. Должен присутствовать образ будущего, должны учитываться цели основных субъектов, разрабатываются критерии достижения цели. Предметом цели может быть самосохранение и «общество инвалидов». Второй предмет цели: оперативное управление («круговая оборона»). Третий – стратегическое управление (наступление).

Порядок разработки цели:

  1. Составляется перечень целей в порядке перечисления: выживание, финансовое благополучие, благосостояние работников, развитие, насыщение рынка продукцией, доходность, прибыльность, уверенность в завтрашнем дне.
  2. Анализ структуры субъектов: собственники, менеджеры, персонал, потребители…
  3. Разрабатываем цели в соответствии с субъектами:
Субъекты Краткосрочные цели Долгосрочные цели
потребители качества, потребительские свойства, низкая цена, ассортимент, постоянное наличие товара, гарантии на товар и сервисное обслуживание качества, потребительские свойства, низкая цена, новые виды товаров, снижение цен (льготные цены на основе длительных связей)
собственники Получение прибыли, максимизация прибыли, политическая и экономическая стабильность в стране Рост прибыли, увеличение размера собственности и минимальные затраты на развитие
персонал заработная плата, социальные гарантии, условия труда, уверенность в завтрашнем дне Рост заработной платы, карьерный рост, улучшение условий труда, расширение социальных гарантий

Примеры целей:

Макдональд-с: достичь 100% уровня удовлетворения каждого клиента в каждом ресторане.

Практика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SWOT-АНАЛИЗА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРМАРКЕТА МАГНИТ

Сила организации – это совокупность умений работников организации, их навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и т.д.

Слабость – этоотсутствие чего-то важного для функционирования организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие: отсутствие четкого видения перспектив развития; устаревшие методы управления; недостаток умений и таланта лиц, принимающих решения; низкая реализуемость принимаемых решений; недостаточная квалификация исполнителей; значительный дефицит бюджета организации; недостаточный имидж среди населения; неудовлетворительная информационная работа.

Возможности, которые организация не может реализовать, - есть иллюзии.

Угрозы проявляются:

¾ в наличии более дешевых технологий конкурентов;

¾ во внедрении конкурентами производства и реализации лучших продуктов;

¾ в угрозах со стороны иностранных организаций;

¾ в новых правилах, наносящих ущерб больше, чем другим;

¾ в повышении процентных ставок; в возможном поглощении;

¾ в демографических изменениях; в изменениях курсов иностранных валют;

¾ в политических переменах в стране и т.д.

Сила и слабость, возможности и угрозы

Наименование характеристик
Сила Слабость Возможности Угрозы
1. сервис; 2. разработка новой продукции; 3. организация продаж; 4. владение технологией; 5. понимание нужд потребителей; 6. эффективная сбытовая система. 7. стоянка 8. 1)отсутствие дисконтных карт 2)нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие 3) удаленность от остановок 4) поиск мелких товаров 1) расширение ассортимента 2) усовершенство-вание системы обслуживания 3) запуск бесплатного автобуса 1. внедрение конкурентом лучших продуктов; 2. новые налоги, наносящие ущерб больше, чем другим; 3. политические перемены в стране. 4. большое количество краж
       

17.09


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: