Матрицы и модели, используемые при разработке стратегий
SWOT-анализ организации
Данный метод является одним из самых простых и эффективных и используется достаточно часто.
Наименование характеристик | |||
Сила | Слабость | Возможности | Угрозы |
1. превращение ноу-хау в ключевые достоинства; 2. мастерство; 3. ноу-хау в организации управления; 4. сервис; 5. разработка новой продукции; 6. организация продаж; 7. владение технологией; 8. понимание нужд потребителей; 9. эффективная сбытовая система. | 1)отсутствие чего-то важного для функционирования компании; 2)нечто, ставящее ее в неблагоприятное условие | 1)реализовать сильные и слабые стороны; 2)возможности, которые фирма не может реализовать - иллюзии. | 1. более дешевые технологии; 2. внедрение конкурентом лучших продуктов; 3. иностранные фирмы; 4. новые правила, наносящие ущерб больше, чем другим; 5. повышение процентных ставок, 6. возможное поглощение; 7. демографические изменения; 8. изменение курсов иностранных валют; 9. политические перемены в стране. |
Сила организации – совокупность умения работников, их навыков, опыта, организационных ресурсов и конкурентных возможностей. Организация должна использовать сильные стороны.
|
|
Слабость – отсутствие чего-то важного в организации, организация не видит перспектив развития, устаревшие методы управления, недостаточная квалификация исполнителей, недостаточный имидж у населения… Слабые стороны нужно устранять или укреплять
Возможности. Различают реальные возможности и иллюзии. Главное для организации – не скатиться к иллюзиям. Угрозы организации необходимо учитывать и превращать их в свои возможности.
При анализе по данной матрице всегда учитывается ближнее и дальнее окружение (микро- и макросреда). Для более детального изучения макросреды проводится PEST-анализ (политика, экономика, социум, технология):
Политика:
Ø Изменение положения государства в международном сообществе.
Ø Изменение в законодательстве
Экономика:
Ø Изменение курса национальной валюты
Ø Изменение темпов инфляции, ставки рефинансирования и ставок по кредитам
Социум:
Ø Изменение образа жизни и среды обитания
Ø Изменение демографической ситуации в стране и регионе
Технология:
Ø Постоянное появление в стране новых продуктов и новых технологий, которые являются либо прямыми конкурентами наших товаров или товарами заменителями
В качестве ближней среды анализируется воздействие на организацию со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов и местного сообщества.
По результатам свот-анализа состаляется матрица решений
|
|
Макет матрицы решений как результат SWOT-анализа
Наименование характеристик | Возможности | Угрозы |
Сильные стороны | Стратегия использования сильных сторон организации для реализации возможностей (наиболее важные решения) | Стратегия использования силы для преодоления угроз |
Слабые стороны | Стратегия преодоления имеющихся слабостей за счет реализации имеющихся возможностей | Стратегия избавления от слабости для преодоления нависших угроз |
19.11
Методы изучения профиля
Профиль – сумма характеристик, благодаря которым компания известна важной целевой группе потребителей. Образ компании в глазах ее потребителей. Профиль обычно строится в виде таблицы.
Профиль компании А
Конкурентные позиции | оценка | ||||
очень плохо (0 баллов) | плохо (25 баллов) | Средне 50 баллов | Хорошо 75 баллов | Очень хорошо 100 баллов | |
Конкурентоспособность продукции | * | * | |||
Цены | * | * | |||
Условия сбыта | * | * | |||
Рыночная доля | * | * | |||
Условия коммуникаций | * | * |
Профиль позволяет увидеть достоинства и недостатки по отношению к лидеру.
Можно построить многоугольник сравнительных характеристик конкурентоспособности:
Метод «GAP»
Позволяет путем формирования стратегии привести дела компании в соответствие с более высоким уровнем притязаний. Данная стратегия используется для корпораций, которые состоят из ряда подразделений или независимых предприятий.
Состоит:
- Предварительное формулирование целей на 1, 3, 5 лет.
- прогноз динамики нормы прибыли в увязки с установленными целями.
- Установление разрыва между целями и прогнозами
- Определение альтернатив для устранения разрыва
- Определение общих альтернативных конкурентных позиций для каждого подразделения и прогноз результатов
- Рассмотрение инвестиций для каждого поступления
- Согласование целей для каждого подразделения с целью предприятия в целом
- Установление разрыва между предварительными целями и прогнозом для каждого подразделения.
- Уточнение профиля возможных приобретений новых подразделений.
- Определение ресурсов, необходимых для реализации пункта 9
- Окончательный пересмотр целей и стратегий всех подразделений.
Данный метод называют организованной атакой на разрыв между желаемой и прогнозируемой действительностью.
Метод PDS
По данному методу осуществляются исследования ряда углубленных вопросов, которые связаны с использованием данной продукции. В итоге получаем перечень проблем, и эти проблемы используем для опросов еще большего числа людей.
Процесс решения проблем состоит из 2 ступеней и 8 шагов.
1 ступень:
1. Разработка плана исследования
2. Опрос главных исполнителей в компании
3. Опрос заказчиков, исполнителей и советников
4. Составление перечня проблем и разработка анкет
2 ступень:
1. Исследование проблем среди постоянных пользователей, случайных и бывших заказчиков.
2. Обработка анкет на компьютерах
3. Анализ анкет
4. Отчет
Данный метод позволяет хорошо понять проблемы потребителей.
Модель Мак Кинси «7S»
Данная модель позволяет проанализировать проблемы связанные с перестройкой организации. При этом в процессе перестройки анализируется 7 факторов:
- Стратегии
- Факторы
- Общепризнанные ценности
- Структуры
- Системы
- Кадры
- Стиль
При чем факторы анализируются только в таком порядке. Модель имеет несколько этапов:
1. Определяется, на чем компания должна концентрировать свои усилия
2. Рассматриваются сильные стороны организации, и какие новые навыки надо приобрести компании.
3. Выясняется, что требуется изменить оставшихся 5 факторах, чтобы перемены дали положительный результат.
Практика
А важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
|
|
В влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
С направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, -1 - негативная.