Становление и развитие экологического
Зарождение элементов проектирования уходит вглубь тысячелетий, когда более 3 тыс. лет до н.э. были созданы первые гидротехнические сооружения в Древнем Египте.
В XIX веке с началом в мире массового строительства потребовалось проводить инженерно – геодезические и инженерно-геологические изыскания, что наполняло проектирование новым содержанием.
Экологическое направление в виде рекультивации нарушенных земель зародилось в начале XX в. в Англии, США, Канаде, ФРГ, Польше, Чехии и других странах, где получила широкое развитие лесная рекультивация – озеленение терриконов угольных шахт и карьеров по добыче строительных материалов.
В России экологическое направление зародилось в 1875 г., когда В.В. Докучаев поставил проблему изучения экологических последствий водных мелиораций.
Первый экологический документ - сталинский план преобразования природы, нацеленный на изменение неблагоприятных свойств природных условий был принят в начале 50-х годов XX в.
|
|
Первые обобщающие экологические работы по рекультивации ландшафтов появились в СССР в начале 70-х годов XX в. В этот период вышли правительственные и государственные документы, регламентирующие проектирование и осуществление рекультивации.
В 1978 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором рекомендовано внедрение в практику народно-хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охраны природы. Таким образом, появились определенные элементы экологической оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В 1985 г. Государственный комитет СССР по строительству принял «Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений». Согласно требованиям Инструкции в проектную документацию было необходимо включать «оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую среду…». Именно она послужила прототипом введенной позднее оценки воздействия на окружающую среду.
Одновременно с развитием по совершенствованию экологических требований к заказчикам и проектировщикам принимались решения по созданию системы экспертиз.
В 1988 г. Государственным комитетом по охране природы была издана инструкция, согласно которой заказчик должен был представлять проектную документацию на экологическую экспертизу.
В 1989 г. принят Указ №827-1«О неотложных мерах по улучшению экологической ситуации». Указ запрещал финансирование проектов и программ, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.
|
|
В 1991 г. принят закон «Об охране окружающей среды».
В 1995 г. принят Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе». С этого момента деятельность экспертизы приобрела стабильный характер.
В 1997 году разработан СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства», в котором узаконены виды инженерно-экологических изысканий на стадии разработки предпроектной и проектной документации.
В 1998 г. Госстроем России разработано практическое пособие к СНиП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.
В 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды приказом №372 от 16.05.2000 г. утвердил «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Таким образом, сформировалась в общих чертах современная российская система экологической оценки.
В 2000 г. упразднен Государственный комитет по охране природы и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ.
В 2001 г. создан Департамент государственной экологической экспертизы, который подчинялся напрямую министру.
2001 г. принят Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», отменивший действующий ранее Закон 1991 г. В состав нового закона входят статьи по оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе и требованиям в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В 2004 г. Указом Президента РФ образовано Министерство природных ресурсов РФ, в составе:
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов;
- Федеральное агентство по недропользованию;
- Федеральное агентство лесного хозяйства.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. №400 поручено государственную экологическую экспертизу проводить Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
С сентября 2007 г. экологическую экспертизу поручено проводить и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2008 г. – принято постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Оценка воздействия рассматривается как совокупность показателей нормированных нагрузок на окружающую среду. Впервые введено требование расчета экологического риска при строительстве линейных сооружений.
Постановлением Правительства РФ № 717 13.09.2010 г. функции по проведению государственной экологической экспертизы закреплены только за Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» с изменениями внесенными ранее опубликован 18 июля 2011 г.