Впервые выполнять EIA как стадию экологического проектирования начали в 1970 г. в США на основании Акта о Национальной политике по охране окружающей среды – National Environmental Policy Act ( NEPA ). В нем рекомендовалось «учитывать при принятии крупных решений экологические последствия планируемой деятельности», поэтому принятию решений, способных повлечь «значительные экологические последствия», должно предшествовать составление специальной «Декларации об экологических последствиях» (Environmental Impact Statement – EIS).
Становлению методологии EIA способствовали суды США, в которые обращались общественные и государственные организации и просто граждане США в связи с несоблюдениями NЕРА. Это способствовало формированию процесса Environmental Impact Assessment (EIA).
Опыту США последовал ряд европейских стран. С начала 80-х годов началась работа над общеевропейским законом об ЕIА, который был оформлен в виде Директивы Европейского сообщества (1985 г.). Она потребовала от национальных правительств модификации природоохранных законодательств, направленных на включение процедуры Environmental Assessment (ЕА) в процесс принятия решений по определенным типам проектов, и обозначение перечня проектов, для которых оценка воздействия на окружающую среду была обязательна.
|
|
В 1991 г. на конференции в Эспо (Финляндия), проводимой под эгидой Экономического Совета по делам Европы ООН, 30 стран подписали Конвенцию о проведении EIA проектов, которые могут иметь значительные трансграничные экологические последствия. Согласно Конвенции о Трансграничной EIA материалы по оценке воздействия таких проектов должны быть полностью доступны соседней стране. СССР тоже поставил подпись под этим соглашением.
Значительная роль в развитии и становлении EIA принадлежит научному комитету по проблемам окружающей среды, который был организован Международным советом научных союзов в 1969 г. Итоги деятельности комитета отражены в сводке 1979 г. (Environmental Impact Assessment, Principles and Procedures // Вторжение в природную среду. Оценка воздействия, 1983 г.).
3 мая 1997 г. была принята новая Директива ЕЭС, внесшая многочисленные поправки в Директиву 1985 г. В частности, это касается объектов, требующих обязательной EIA, их перечень был значительно расширен. Например, к объектам, требующим обязательной экологической экспертизы, отнесены:
1. Нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия по производству сжиженного газа из угля или битуминозного сланца мощностью 500 т в сутки и более.
2. Тепловые электростанции и другие установки по сжиганию топлива мощностью 300 МВт и более, атомные электростанции и ядерные реакторы (за исключением маломощных реакторов, используемых в научных целях).
|
|
3. Установки, предназначенные для постоянного складирования или захоронения радиоактивных отходов.
4. Предприятия по выплавке чугуна и стали.
5. Предприятия по удалению, производству и переработке асбеста, асбестосодержащих материалов (мощностью свыше 20 тыс. т./год конечного продукта).
6. Химические предприятия широкого профиля.
7. Автомагистрали, скоростные шоссе, железные дороги дальнего следования и аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 2100 м и более.
8. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты, принимающие суда грузоподъемностью более 1350 т.
9. Мусоросжигающие заводы и установки для переработки токсичных и опасных отходов. И другие.