Простые категорические суждения – это принятый в традиционной логике вид суждения, который соответствует в Аристотелевской логике посылке (protasis) [суждение предшествующее]
Простые категорические суждения – такая логическая форма, в которой что- либо утверждается или отрицается о существовании предмета, его свойствах или отношениях.
В зависимости от того, что именно утверждается или отрицается в суждении, оно делиться на три группы:
1) экзистенциальные суждения (о существовании предмета)
2) атрибутивные (о свойствах предмета)
3) реляционные (об отношениях)
Состав ПКС
“есть”
квантор субъект предикат
ПКС состоит всегда из 4 элементов:
1) субъект S (подлежащее) - понятие о предмете суждения
2) предикат Р – понятие о свойствах, качествах предметов
Субъект и предикат образуют группу терминов (это понятие, входящие в состав сужения)
3) квантор – это логический оператор, указывающий на количественную характеристику суждения или на принадлежность суждения к одной из трех разновидностей:
a) квантор общности
b) квантор существования
c) квантор отношения R
4) cвязка “есть ”(→), она указывает на сущность вещи, присущность признака классу/части класса
Вcе S есть P
Все столы есть коричневые
Ассерторические суждения – суждения, имеющие субъектно - предикатную структуру (например, сложные суждения, которые состоят из нескольких ПКС)
Ассерторическими не являются:
модальные суждения – это суждения, в которых в качестве дополнительного вводиться параметр или времени, или субъективного качества (мне нравятся апельсины)
В традиционной логике выделяют 4 типа простых категорических суждений в зависимости от их качественной или количественной характеристики (это деление предложил Ян Лукасевич в 1954 г.)
4 типа ПКС:
1) Общеутвердительные суждения A («Все S есть Р»)
2) Общеотрицательные суждения E («Не одно S не есть Р»)
3) Частноутвердительные I («Некоторые S есть P»)
4) Частноотрицательные О («Некоторые S не есть P»)
Одним из существенных свойств суждения является его правильность/верность =>суждения как логическая форма, для своего построения требует определенного предписания. Понятие строиться без предписаний
(оно возникает в результате мышления). Понятие может быть истинным, но не может быть правильным или не правильным.