Последовательность работ при аудите основных средств

Источники информации, используемые при аудите основных средств.

Цель и задачи проверки состояния и учета основных средств.

Целью проверки операций по учету ОС является установление соответствия методик учета, применяемых на предприятии, действующим нормативным актам, правилам формирования себестоимости, требованиям налогового законодательства и обеспечения сохранности имущества. Кроме того, целью аудита может быть также оценка эффективности использования основных фондов, выявление ненужных излишних средств.

Для решения этих задач должны быть рассмотрены все вопросы, связанные с оценкой состояния основных средств на предприятии, причем в разрезе предприятия в целом, по материально — ответственным лицам, по местам эксплуатации основных средств.

Конкретный перечень регистров аналитического и синтетического учета, проверяемых по этому участку, зависит от формы организации бухгалтерского учета.

Независимо от формы организации предприятия, на каждом из них все операции по движению основных средств должны быть оформлены типовыми формами первичной учетной документации. В настоящее время это требование сформулировано в Федеральном законе от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”: Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

К числу типовых форм относят:

– ОС—1 “Акт приемки — передачи ОС” (накладная на внутреннее перемещение);

– ОС—2 "Акт приемки — сдачи отремонтированных модернизированных объектов";

– ОС—3 "Акт ликвидации ОС"

– ОС—4 "Акт ликвидации автотранспорта"

– ОС—5—9 "Инвентарные карточки ОС"

– ОС—10 "Опись инвентарных карточек"

– ОС—13 "Инвентарный список ОС"

(по местам эксплуатации ОС)

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждены постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 № 241.

Порядок проверки основных средств самостоятельно определяет каждый аудитор Рекомендуемым подходом является предварительное изучение имеющихся на предприятии материалов общего характера:

1) Переоценка ОС (в части методики проведения)

· по коэффициентам, установленным в нормативных документах по переоценке.

Эти коэффициенты являются среднеотраслевыми, рассчитаными Росгосстатом. Все предыдущие переоценки проводились преимущественно по ним, в результате чего многие предприятия в настоящее время имеют очень высокую восстановительную стоимость (выше рыночных цен). Для устранения этих недостатков в последнюю переоценку следует рекомендовать более активно использовать другой метод.

· по рыночной стоимости аналогичных объектов.

Для проведения переоценки этим методом предприятию следует получить документы, подтверждающие рыночную стоимость объектов, отраженных в его на балансе — отчеты торговых организаций, биржевые сводки, статистические сводки, специальные сведения из отделов цен.

· В случае если нет возможности найти документы, подтверждающие рыночную стоимость, предприятие может использовать услуги профессиональных оценщиков (которые обязаны обладать лицензией на оказание такого рода услуг).

Эта ситуация возникает чаще при переоценке строений, импортного, уникального оборудования.

Д сч. 01 – К сч. 87 — прирост по переоценке (по производственным ОС)

Д сч. 87 – К сч. 02 — износ по переоценке.

Если на балансе имеются объекты непроизводственной сферы, то переоценка учитывается с отражением сумм по счету 88 “Фонд социальной сферы”.

При использовании понижающих коэффициентов следует произвести обратные бухгалтерские проводки (Д сч. 87 – К сч. 01; Д сч. 02 – К сч. 87), но уменьшающие проводки можно делать только в том случае, когда есть сформированный ранее результат, отраженный по К счета 87 по переоценке.

При продаже (выбытии) переоценка не списывается. Проводки по использованию добавочного капитала, образованного в результате переоценки практически не делаются (только с понижающими коэффициентами). Результат, отраженный по К счета 87 по переоценке можно добавить к уставному капиталу. Подобная процедура обязательна для открытых АО.

2) Материалы об инвентаризации ОС

Следует выяснить факты проведения инвентаризации на предприятии (обычно – 1 раз в 2—3 года), наличие комиссии по проведению инвентаризации, оформление актов инвентаризации. В соответствии с новыми требованиями, если в акте отсутствует подпись хотя бы одного члена комиссии, материалы инвентаризации считаются недействительными.

3) Состав ОС

Следует запросить инвентарный список, книгу инвентарных номеров. По этому списку возможно определить правильность отнесения объектов к категории ОС. Все устанавливаемые лимиты в отнесении средств труда к ОФ действуют только с даты их введения (с 01.01.97 лимит равен сумме превышения 100 минимальных размеров оплаты труда). Так, ранее отнесенный к ОС объект стоимостью менее установленного с 01.01.97 лимита не может быть отнесен к МБП.

Проверяя ОС следует обращать внимание на правильность оприходования объектов в качестве инвентарных объектов (например, компьютер с приспособлениями). Инвентарным объектом (ИО) называется основная единица учета ОС, комплекс предметов со всеми принадлежностями, для выполнения определенной функции (законченное устройство, комплекс предметов — компьютер с приспособлениями).

Исходя из этого ИО делятся на простые и сложные. Признаком обособления одного вида ИО от другого служит выполнение ими самостоятельных функций.

Поэтому, решая как ставить на баланс ПК с принтером или отдельно, надо учитывать, что ПК с принтером относят к ОС (по стоимости может быть сумма больше 100 минимальных размеров оплаты труда), без принтера — к МБП. Хороший бухгалтер запасется справкой с сведениями о том, с принтером или без принтера работает ПК).

На основании собранной информации по ОС возможно установить наличие на предприятии постоянно действующей комиссии по ликвидации ОС, факта установления ответственности отдельных должностных лиц за сохранность объектов ОС, наличие первичной документации по учету ОС, нормативных актов. Полученные таким образом данные позволяют получить общее представление об организации учета ОС и объектов учета.

Далее следует ознакомится с отчетностью и регистрами по учету ОС — баланс (Уставный фонд, Добавочный капитал, Основные средства), 5 форма приложения к балансу, главная книга. Эти регистры позволяют проверить соответствие сумм по главной книге данным бухгалтерского баланса.

Следующим шагом является ознакомление с учетной политикой предприятия для выяснения следующих вопросов:

1) Лимит в отнесении средств труда к ОС.

2) Способ отнесения затрат по ремонту ОС:

— прямое отнесение на затраты

— с образованием ремонтного фонда

— с отражением сумм по счету 31

3) Использование норм амортизации — единых либо ускоренных норм амортизационных отчислений.

После изучения этих вопросов следует переходить к проверке операций по движению ОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: