Лекция 7. Раздел 6.3. Экологический мониторинг

Раздел 6.3. Экологический мониторинг

Раздел 6.2. Этапы развития, механизм и структура экологического менеджмента

Раздел 6.1. Основные понятия и общие положения экологического менеджмента

Тема 6. Экологический менеджмент

Лекция 6

В pасшиpенном толковании, экоменеджмент есть упpавление взаимодействием общества и пpиpоды на основе использования экономических, администpативных, социальных, технологических и инфоpмационных фактоpов, с целью достижения качества (состояния) пpиpодной сpеды, обеспечивающего возможность устойчивого pазвитие общества и природы. Пpи этом, под обществом понимается любая совокупность людей, объединенных совместной деятельностью или интеpесами.

Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей или же, с позиций хозяйственной деятельности, целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, природы и техники.

Термин “управление” традиционно широко применяется как перевод с английского термина “менеджмент”.

Практика употребления термина “менеджмент” в специальной литературе заметно расширила сферу его понимания и предполагает понимать под ним: процесс управления; науку об управлении; область знаний об управлении социально-экономическими процессами; искусство управления, набор управленческих навыков людей.

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами. Одним из видов специального менеджмента является экологический менеджмент, объектом которого является система управления, направленная на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров.

Экологическим менеджментом организации являются организационная структура и экологический маркетинг, персонал и экологически значимая информация, экологическая и корпоративная культура, поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой, общественностью и другие составные части системы управления.

К функциям экологического менеджмента относятся прогнозирование, планирование, создание, внедрение малоотходных технологий, экологический учет.

Необходимость создания эффективной системы экологического менеджмента особенно ярко стала проявляться в связи с принятием Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая была утверждена указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.

Ряд положений данной Концепции, призван устранить следующие провалы в экологической политике государства:

ü на многие экологические блага не установлена цена в результате они не могут обращаться на рынке. Блага, которые ценит общество, такие как чистый воздух, привлекательные пейзажи и разнообразие биологических ресурсов, на рынках не покупаются и не продаются;

ü в некоторых случаях ресурсы не имеют установленной цены, потому что являются общественными благами (посещение парков, отдых на берегу водоема). Взимать за них плату затруднительно или невозможно. Общественное благо - это товар, который доступен для всех и права пользования которым никто не может быть лишен;

ü трансакционные издержки, по которым стороны не могут достичь соглашения - затраты и трудности, связанные с обеспечением соблюдения договоров и выполнения условий, затраты времени и сил, расходы, связанные с получением информации и т.д. Иногда трансакционные издержки высоки по отношению к ожидаемым выгодам и достижение действенного соглашения маловероятно, как следствие деградация окружающей среды продолжается;

ü для правильного функционирования рынков необходима их поддержка соответствующими институтами - системой прав собственности. Права собственности относятся не только к земле. В ряде стран законодательство о водных ресурсах предоставляет владельцу земли право пользования поверхностными или подземными водами в пределах своего участка; эти права могут быть проданы и куплены на активных рынках. До тех пор пока права собственности могут быть переуступлены, у их владельцев есть все стимулы обеспечивать сохранность соответствующего ресурса;

ü при отсутствии знаний, вследствие плохого понимания экологических процессов и их последствий даже руководствующиеся добрыми намерениями предприятия и физические лица не внесут изменения в свое поведение, если они, не осведомлены о результатах своей деятельности, которые могут возникнуть по истечении срока.

Неэффективная экологическая политика государства – это порой бездействие, отсутствие мер для устранения проблем природопользования (низкие цены на воду, и электроэнергию, бюрократические препятствия в установлении прав на землю, низкая плата за лесозаготовки и природные ресурсы и т.д.).

Во многих случаях охраной окружающей природной среды является концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие должно обеспечивать сохранность во времени всего нашего достояния, включая природные экологические активы. Будущее поколение должно иметь тот же "капитал", воплощающий потенциальное благосостояние, которым мы пользуемся в настоящее время.

В рамках экономики природопользования различаются три общих вида капитала.

Антропогенный (искусственно созданный) капитал (заводы, дороги, дома и т.д.) может быть увеличен или уменьшен по усмотрению человечества.

Критический природный капитал (озоновый слой, биоразнообразие, нетронутые территории, Антарктика и т.д.) включает в себя необходимые для жизни природные блага, которые не могут быть замещены или заменены антропогенным капиталом.

Возобновляемые природные ресурсы и некоторые конечные минеральные ресурсы (ископаемое топливо), которые могут быть полностью или частично восполнены или заменены антропогенным капиталом. Некоторые виды природного капитала являются жизненно необходимыми, незаменимыми и не имеют цены. Необходимость сохранения таких благ должна быть абсолютным сдерживающим фактором, при всех видах деятельности. Необходимо установление безопасных норм потребления и постоянного мониторинга качества воды и воздуха. Естественная необходимость использования конечных ресурсов, призывает к созданию альтернативных вариантов.

Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий, именно они будут определяющими в государственной экологической политике на долгосрочную перспективу.

Экологические проблемы приобрели новое звучание в мире после состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года конференции Организации объединенных наций (ООН) по окружающей среде и развитию. На основе общего согласия достигнутого представителями 179 государств, был принят исторический документ “Повестка дня на XXI век” на 700 страницах. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.

В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция, первая всемирная встреча по окружающей человека среде, собравшая представителей 113 стран.

В 1983 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию.

В 1987 году в отчете “Наше общее будущее“ прозвучало предупреждение, что человечество должно изменить многое в своей деловой активности и образе жизни, в противном случае ему предстоят тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды.

Экономика, должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Для объективного понимания этого процесса важно проанализировать общие условия и причины появления экологического менеджмента. В более позднем моменте социально-экономической истории, стало необходимым и возможным соединение двух слов “экологический“ и “менеджмент“.

Этапы развития мирового рыночного хозяйства:

ü эпоха свободной конкуренции - становление “чистого” капитализма, базировавшегося на свободной конкуренции. Теоретики классической буржуазной политэкономии В.Петти, А.Смита, Д.Рикардо и др. в XVII – XIX веках;

ü эпоха массового производства, где продукция по своим потребительским и конструктивным качествам соответствовала нуждам потребителей. Характерный представитель эпохи массового производства 20–90-е годы XIX века Г. Форд, выпускал дешевые общедоступные товары с конвейерных линий. В качестве важных импульсов становления эпохи массового производства выступали крупные инфраструктурные комплексы - системы железных дорог, сетей каналов и др.;

ü эпоха сбыта пришла на смену массовому производству в 30–50-е годы ХХ века. Активно стало применяться освоение приемов государственного стимулирования, спроса, поощрения инвестиционной активности, инфляционного сдерживания безработицы. “Дженерал Моторз” в США в числе первых переключил внимание с фазы производства на фазу сбыта и изучение рынка. Активно внедрялся переход от работы на устойчивого потребителя к системе постоянного поиска новых потребителей с учетом спроса. Заявило о себе начало новой концепции и функции бизнеса, получившей название маркетинга;

ü постиндустриальная эпоха кардинального влияния научно-технической революции на экономику пришла в 50-е годы ХХ века. Повысилась роль качественно новой науки и новых технологий в экономике. Новые экологические требования и ориентиры стали составной частью концепции стратегического менеджмента;

ü эпоха информационного общества, где период наступления информации на все стороны жизни и деятельности человека и общества берет свое начало с конца ХХ века. Возник виртуальный капитал и виртуальные финансы. Экологический менеджмент есть экологически безопасное управление современным производством. Достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятельности компаний стало первоочередной задачей экологического менеджмента.

Благодаря международному стандарту ИСО 14001 был разработан и принят Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14001–98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. Большое значение имеет международный стандарт ИСО 14004, на базе которого был разработан и принят Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

Современный подход к охране окружающей среды, к проблемам обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития регионов страны сформировал цели управления, которые ориентированы на комплексное управление качеством окружающей среды и производственными процессами. Основную часть оперативной информации о качестве окружающей природной среды и влиянии на нее промышленных объектов обеспечивает системно организованный мониторинг.

Под экологическим мониторингом понимают проводимые по определенным программам регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, источниками антропогенного воздействия, позволяющие выявить происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности неблагоприятные изменения, а также прогнозировать последствия данных изменений для состояния объекта наблюдения.

Технико-экономические обоснования систем экологического мониторинга различных отраслей и предприятий в нашей стране в последние годы разрабатывались во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1993 “О создании Единой государственной системы экологического мониторинга”. Единая государственная система экологического мониторинга РФ (ЕГСЭМ) является формой организации Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды в соответствии со ст. 69 Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, принятым в 1991 году.

В общем случае основными задачами производственного экологического мониторинга являются:

ü обеспечение измерения и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросами загрязненных сточных вод, хранилищами отходов на объектах предприятий, проверка соблюдения нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов;

ü проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем, источников антропогенного воздействия в районах размещения объектов производства;

ü прогнозирование состояния окружающей среды на территориях расположения предприятий;

ü контроль соблюдения санитарно-гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в компонентах природной среды рабочей зоны, на границе санитарно-защитной зоны.

Внедрение экомониторинга на базе современных информационно-аналитических систем означает обеспечение экологической безопасности и предотвращение экологических катастроф. Перспективным направлением для дальнейшего совершенствования экомониторинга являются информационные технологии, представляющие собой высокоразвитые компьютерные системы для сбора, хранения, структурирования и управления, анализа и вывода территориально-ориентированных данных.

Исходя из матеpиального единства и пpостpанственной непpеpывности биосфеpы, а также воздействия техногенных пpоцессов на биосфеpные объекты, пpавомеpно говоpить о необходимости фоpмиpования многоуpовенной системы экоменеджмента. Она должна быть одновpеменно оpиентиpована на упpавление пpиpодными объектами и пpоцессами, искусственными объектами и их воздействием на пpиpоду и человека, социальными и демогpафическими пpоцессами, пpоисходящими в обществе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:Видом какого менеджмента является экологический менеджмент?

Классифицируйте функции экологического менеджмента.

Какие этапы развития мирового рыночного хозяйства известны?

Дайте определение экологического мониторинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: