Редакторская подготовка учебных изданий

Подготовка учебных изданий это особая область редакционно-издательской деятельности. Процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы. Особенность заключается в том, что автор и редактор должны определенным образом конструировать материал. При подготовке учебного издания необходимо исходить из двух положений:

1_учебное издание это одно из основных средств обучения, оно является элементом учебного процесса

2_учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности

Эти два положения диктуют ряд требований к учебным изданиям. Первое положение предполагает, что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого. Второе положение говорит о том, что информация, которая характеризует предмет содержания учебной литературы, специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вида изданий. При этом учитываются не только особенности деятельности или знания, но также задачи формирования информационной культуры обучаемого.

Функциональная область учебных изданий

Учебные издания выполняют следующие функции:

1_коммуникативную

2_информационную

3_познавательную

4_развивающую

5_воспитательную (воспитывающую)

6_организационнную

7_систематизирующую

Коммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода. Коммуникативная функция проявляет для читателя место и роль всякого объекта в процессе развития. Отсюда динамика содержания, связь его с прошлым и современным состоянием рассматриваемых вопросов.

Информационная функция реализуется в том, что, как и любое издание, учебное вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам общественной деятельности. Информационная функция реализуется засчет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то, чтобы сформировать у обучаемого определенный тезаурус понятий и характеристик о предметах и явлениях.

Познавательная функция характеризуется тем, что каждая учебная дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знаний. Знания должны быть ранжированы, при этом на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания должно быть обращено специальное внимание. Важное значение имеет качество знания. Знание может быть открытым (остается впечатление незаконченности рассмотрения вопроса), закрытым (отличается полнотой и завершенностью).

Развивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды. Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования умственных операций и речевой деятельности.

Воспитательная функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта. Данная функция направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам.

Организационная функция выполняется каждым отдельным изданием и всей системой учебных изданий. Она реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязей и взаимозависимости. Организационная функция лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды. Она обеспечивает учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса.

Систематизирующая функция учебных изданий обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений.

Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особой обработкой и особым представлением учебного материала.

Читательский адрес учебных изданий

Читательский адрес это важная характеристика учебных изданий. Она определяет особенности информации и объем включаемых в издание знаний. Читатели представлены различными группами обучаемых: учащиеся школ, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, учащиеся высших учебных заведений, слушатели системы повышения квалификации. Читатели учебных изданий представлены также определенными группами обучающих: учителя школ, преподаватели средних профессиональных, высших учебных заведений, курсов повышения квалификации.

Виды учебных изданий

Все учебные издания подразделяются на четыре вида:

1_программно-методические учебные издания:

А_учебные планы

Б_учебные программы:

- примерные программы

- рабочие программы

2_учебно-методические издания:

А_методические указания

Б_методические рекомендации

3_обучающие издания:

А_учебники

Б_учебные пособия

В_конспекты лекций

Г_тексты лекций (курсы лекций)

4_вспомогательные учебные издания:

А_практикумы

Б_сборники задач (задачники)

В_сборники упражнений

Г_хрестоматии

Д_книги для чтения (в помощь изучающим иностранные языки)

Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание учебной дисциплины. В них также отражается объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. Данные издания предназначены, прежде всего, преподавателям и методистам, тем, кто организует учебный процесс. Учебный план это документ, который регламентирует учебный процесс. В нем определяются: формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных работ, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения экзаменационных сессий и зачетов по данной дисциплине.

ЛЕКЦИЯ_6 05.10.2011

Редакторская подготовка учебных изданий (продолжение)

Второй вид программно-методических изданий – учебная программа. Учебные программы бывают типовые и рабочие. Типовые учебные программы иногда называют примерными. Учебная программа это издание, которое определяет содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени. В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания

Учебно-методические издания это методические указания, методические рекомендации, которые содержат материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов по организации самостоятельной работы студентов. Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику курсового и дипломного проектирования, методику подготовки контрольных работ. Эти издания организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания

Обучающие издания это учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций.

Учебник это основное учебное издание по дисциплине. Учебник содержит прежде всего базовые знания предмета. Учебник включает апробированные данные и сведения. Он раскрывает методические аспекты получения знаний. Учебник дает характеристику важнейших процессов и явлений. Материал в учебнике организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения. В учебнике изложение материала должно быть последовательно, системно, логически обоснованно. Характеристики процессов и явлений должны быть целостны и ориентированы на конкретные категории обучаемых. Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление по учебной дисциплине. Объем и структура учебника определяются соответствующей рабочей программой, которую учебник охватывает полностью. Содержание учебника отражает определенную систему знаний, которые составляют основное ядро сведений по данной науке. Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности. В учебнике теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, а характеристики знаний и их использования представляются последовательно. По содержанию различают общие учебники и специальные учебники.

Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера.

Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, поскольку логика учебного предмета, как правило, соответствует логике науки. Методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии. В учебник включается не оригинальный, а уже апробированный материал. Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, которые нужны специалисту соответствующего профиля.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или же ее разделу. Учебное пособие в основном содержит новый материал по курсу. Учебное пособие расширяет фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебные пособия можно включать спорные проблемы и демонстрировать разные точки зрения. Читательский адрес учебных пособий уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, которые предусмотрены учебными программами и изложены в учебнике. Кроме того, учебные пособия выпускаются по новым и элективным (курсы по выбору) курсам.

Для студентов вузов выпускают такие издания как курсы лекций и конспекты лекций.

Курсы лекций включают лекции одного автора по дисциплине или же взаимосвязанные между собой лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекция является дополнением к учебнику и в основном излагает новый оригинальный материал. Курс лекций создается на базе прочитанного материала. Курс лекций это авторская работа, которая раскрывает конкретные проблемы, ставит общие вопросы и отражает собственную позицию автора. В курсе лекций проявляется творческое и индивидуальное начала автора, поскольку в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленной проблеме. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.

Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Он готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. В конспекте лекций, как правило, рассматриваются новые проблемы, раскрываются альтернативные решения, характеризуются оригинальные направления развития отрасли.

Вспомогательные издания. Важное место среди вспомогательных изданий занимают практикумы: сборники задач, сборники контрольных работ для заочников, сборники упражнений, пособия и руководства по проведению лабораторных работ, задания для проведения практических занятий, а также пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных работ, а также дневники наблюдений. Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания и т.д. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, могут включать дополнительные методические указания по их выполнению или же материалы, которые разъясняют наиболее общие вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной рабочей программе.

Хрестоматия это сборник текстов, которые иллюстрируют содержание учебника. В хрестоматию включаются документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, которые разъясняют тексты.

Книги для чтения выпускают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, которые позволяют формировать навыки работы с иностранным текстом.

Работа редактора над учебным произведением
(обучающие издания)

Учебное издание включает произведение учебной литературы и аппарат. Произведение учебной литературы включает введение, основную часть, которая делится на разделы, части, главы и параграфы, выводы из разделов, частей, глав, а также заключение. Оценивая содержание учебного произведения, редактор опирается на следующие критерии:

1_научность

2_системность изложения

3_доступность

4_целостность

5_полнота

Аппарат учебного издания коренным образом отличается от аппарата любого другого вида изданий. Аппарат учебного издания состоит из двух частей. Первую часть составляет аппарат организации усвоения материала. Вторую часть составляет аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения материала включает вопросы для самопроверки, задания, которые имеют цель закрепления полученных знаний. Аппарат организации усвоения материала, как правило, помещается в конце крупных разделов, глав, параграфов.

Аппарат ориентировки включает выходные сведения, предисловие, библиографический аппарат, комментарии и примечания, системы указателей и приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: