Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Предметом труда является товар.
Раздел 3
Технология и техническое оснащение предприятий розничной торговли
Тема 8 Торгово-технологический процесс в магазине: структура, принципы организации, содержание
Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.
ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» включает следующие определения:
§ торгово-технологический процесс — последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения;
§ операция торгово-технологического процесса — отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса состоит в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе.
Таким образом, оперативные процессы(торгово-технологические процессы – ТТП) в магазине представляют собой совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
С целью систематизации выполняемых в магазине операций ТТП, их можно разделить по пяти показателям и соответствующим образом классифицировать.
1. По степени участия покупателей операцииторгово-технологическогопроцесса в магазинеподразделяютна торговые и технологические (соответственно – торговый и технологический процессы).
Торговый процесс осуществляется при участии покупателей и включает непосредственно организацию продажи товаров и обслуживание покупателей. Однако, обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и реклама товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др.
Технологический процесс организуют без участия покупателей, представляет собой последовательность операций по доведению товаров до покупателей и включает:
• транспортировку и разгрузку товаров;
• приемку поступающих товаров по количеству и качеству;
• хранение товаров;
• подготовку к продаже;
• размещение товаров в торговом зале;
• выкладку на торговом оборудовании;
• внутримагазинное перемещение.
2. По значимости все операции торгово-технологического процесса делят на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся продажа товаров и обслуживание покупателей. Сюда входят: показ товара, консультации, организация покупательских потоков и информация о товаре, отбор, взвешивание, упаковка, расчет с покупателями, оказание различных услуг.
Вспомогательные операции способствуют осуществлению основных операций. К ним относятся операции технологического процесса по доведению товаров до покупателя:
• приемка товаров по количеству и качеству;
• хранение товаров;
• подготовка товаров к продаже;
• размещение товаров в торговом зале;
• выкладка товаров в торговом зале.
3. По этапу в технологической цепи товародвижения различают три основные части торгово-технологического процесса магазина:
• операции с товарами до предложения их покупателям (включают все операции технологического процесса);
• операции непосредственного обслуживания покупателей в прцессе продажи товаров;
• дополнительные операции после продажи товаров – послепродажное обслуживание (гарантийное обслуживание, доставка, монтаж, раскрой ткани и т.д).
Наиболее ответственную часть представляют операции непосредственного обслуживания покупателей, так как оно связано с межличностными психологическими контактами и отражает сложные экономические отношения распределения и обмена.
Принципиальное значение имеет подготовительная работа по обслуживанию покупателей в самом магазине. Если проведена необходимая подготовка товаров к отпуску покупателям, например, товар поступает с собственного распределительного центра уже подготовленным к продаже (расфасован, обеспечен маркировкой и т.д.), процесс непосредственного обслуживания покупателей существенно облегчается. Роль подготовительных операций для товаров особенно возрастает для магазинов самообслуживания.
Торговый процесс в магазине является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса подключаются потребители, которые в зависимости от применения методов продажи товаров могут играть в нем весьма активную роль. Так, при самообслуживании роль покупателей в торгово-технологическом процессе весомее, чем при традиционном методе продажи. Покупатели более самостоятельны в выборе покупки, могут сами осмотреть и выбрать нужный товар.
4. По объему операций структура торгово-технологического процесса, а также последовательность выполнения различных операций зависят:
- от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия,
- метода продажи товаров,
- типа и формата магазина,
- размера, состава и структуры площадей,
- численности и квалификации персонала.
В торговой практике сложились три основные схемы торгово-технологических процессов:
Схема I: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа.
В данной схеме отсутствуют операции подготовки товаров к продаже и организации их хранения. Применение на практике схемы I имеет место при в следующих условиях:
- небольшой по размеру магазин, в котором отсутствуют помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;
- в магазине реализуют товары простого ассортимента, не требующие дополнительной подготовки к продаже;
- при реализации скоропортящихся товаров;
- магазин является единицей торговой сети и организовано ритмичное товароснабжение с распределительного склада;
- принятый от поставщика товар доведён до потребительской готовности к продаже и не требует особых условий для сохранности качества.
Схема II: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа.
При второй схеме, среди прочих операций 1-ой схемы, организовано хранение товаров в кладовых. Обязательными условиями для организации торгово-технологического процесса по этой схеме выступают:
- наличие оборудованных стеллажами, подтоварниками, поддонами, контейнерами и другим оборудованием кладовых для хранения товаров;
- техническая возможность создания надлежащих температурно-влаж-ностных, световых, вентиляционных режимов при хранении товаров, для сохранности их качества;
- при условии, если товар не скоропортящийся;
- в случае, если товар не требует подготовки к продаже;
- при условии не организованных, неритмичных поставок (закупок);
- при необходимости создания резервных запасов в достаточных коли-чествах, ограниченных ёмкостью кладовых.
Схема III: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение – подготовка к продаже - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа. Данная схема является наиболее насыщенной по объёму выполняемых с товаром операций, и трудоёмкой. Работа в магазине по третьей схеме организуется при условиях, характерных для схемы № II, а также при наличии:
- оборудованных соответствующим инвентарём и оборудованием помещений для подготовки товаров к продаже;
- работы со сложным по видовому разнообразию товаром;
- недостаточной производственной готовности товара для реализации конечному потребителю;
- достаточной численности работников, осуществляющих подготовку товаров к продаже;
- реализации товаров методами открытой выкладки, самообслуживания.
Приведённые 3 схемы организации торгово-технологических процессов упрощены и обобщены. Для каждого предприятия розничной торговли, в зависимости от указанных факторов, характерны различные варианты набора и последовательности выполняемых операций (рис.).
|
| ||||
|
Операции торгово-технологического процесса тесно увязаны с другими видами деятельности, что прослеживается по схеме: операциями хозяйственного ведения (уход за оборудованием, инвентарём, уборка помещений), организационными работами по охране объекта, ведением документооборота (оформление приходных документов), организацией дополнительных услуг (приём посуды), транспортно-экспедиционными работами (поступление товара, погрузка и отправка тары и посуды).