Постановка целей через показ конечных результатов урока

Постановка цели по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.

8. «Нарисуй картину».

Учитель называет тему. Разбивает учащихся на гетерогенные груп­пы по четыре человека с помощью цветных фишек (красные, желтые, си­ние, зеленые, черные, белые). Каждой группе в течение 7 минут предла­гается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует

названной теме.

Короткий промежуток времени, отведенный на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи.

Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на общее об­суждение. Поясняют их. Ключевые слова группового обсуждения фикси­руются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала

11.«Мозговая атака».

12.«Постановка привлекательной цели».

В начале учебного занятия дается загадка, отгадка к которой будет да­на при работе над новым материалом. Пример. Биология: – На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, – говорит учитель. – Как вы думаете – о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк…) Нет, – продолжает учитель, – это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное – … Впрочем, не будем торопиться – продолжение следует…

На следующем уроке учитель откроет секрет: это животное – кролик. Да-да, вы не ослышались – кролик! (Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)

В Средиземном море в начале 18 века в результате возник остров. Итальянцы назвали его Юлия, англичане – Грехэм, испанцы – Фернандес. Пока между государствами шел спор о его принадлежности, остров исчез. Почему?

13. Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

ПРИМЕР. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ: Тема: «Вода». – Однажды, – говорю я, – в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

14. Дополнение реальной ситуации фантастикой. ПРИМЕР. БИОЛОГИЯ: Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)

15.«Разброс мнений»

" Разброс мнений". " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
4. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Образовательные задачи этапа

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уча­
щимися изучаемого материала:

- существенных признаков понятий, законов, теорий и др.;

- правил и построенных на их основе алгоритмов деятельности.

2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые при­вели к определенному содержательному выводу, обобщению.

3. Обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения изучен­ного материала.

4. Содействовать философскому осмыслению усваиваемых учащимися

понятий, законов, правил и др.

5. Обеспечить осознание школьниками своих способов проработки

учебной информации.

Содержание этапа учебного занятия

1. Организация внимания учащихся.

2. Сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила,

закона и др.)

3. Обеспечение осмысления учащимися методов исследования изучае­мых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным со­держательным выводам.

Для «онаучивания» субъектного опыта учащихся принципиальное значение имеет не столько сам результат, выраженный в форме знаний, сколько процесс, определяющий логику получения этого результата. Эта логика не существует в одном варианте. Как правило, существуют разные способы достижения предметного результата. Поэтому учителю следует демонстрировать учащимся, каким образом он пришел к выводам, к оп­ределенному знанию, Если возможно, то желательно предъявить школь­никам и другие возможные «пути движения» к полученному результату. Благодаря этому ребенок получает возможность выбрать тот путь пости­жения истины, который соответствует его интеллектуальным структурам

4. Обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и ка

начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументироват

выводы).

В результате введения учителем нового материала, в сознании школьника должна возникнуть четкая, стройная, согласованная с его субъектным опытом картина рассматриваемого явления или процесса Это, в первую очередь, достигается безукоризненной логической после довательностыо самого предъявления учащимся.познавательного объек­та. И уж совсем было бы хорошо, если логика предъявления явления или процесса была построена в совместной деятельности учителя и учащихся.

Если же объяснение с точки зрения логики напоминает «броунов­ское движение» или отдельные положения выпадают, нельзя надеяться, что учащиеся усвоят учебный материал на хорошем уровне.

Избежать такого объяснения помогает план изложения учебного материала (или структурно-логическая схема изложения), к которому учитель постоянно обращается в процессе предъявления нового познава­тельного объекта.

5. Создание содержательных и методических условия для философского осмысления детьми изучаемого материала.

Показатели выполнения образовательных задач

1. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добыва­нии знаний и овладении способами деятельности.

2. Если учитель использовал методы:

- лекцию, объяснение, рассказ, самостоятельную работа по учеб­нику и дополнительной литературе, то показателем выполнения задач учебного занятия может служить качество (правильность, осознанность, полнота, действенность, систематичность знаний) ответов учащихся на последующих этапах учебного занятия;

- эвристическую беседу, самостоятельную работу учащихся, в со­четании с методом беседы, работу учащихся с модулями, то по­казателем эффективности усвоения школьниками знаний и спо­собов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также ак­тивное участие детей в подведении итогов беседы или само­стоятельной работы.

3. Философское осмысление изучаемого учебного материала.

4. Использование учителем при изложении нового материала субъектно­го опыта учащихся.

Условия выполнения образовательных задач

1. Полное и точное определение учителем ведущих признаков изучае­мых познавательных объектов.

Нередко учителя, излагая материал, не умеют выделять в нем самое существенное, главное. Для них все кажется одинаково существенным. В результате получается, что учитель больше внимания как раз уделяет второстепенным фактам и признакам в ущерб существенным.

Как установлено специальными исследованиями, процесс выделе­ния главного в учебном материале включает следующие действия:

- выделение предмета мысли (понятия, законы, идеи и др.) и цели его рассмотрения;

- разделение материала на логически завершенные части;

- нахождение ключевых понятий, смысловых опорных пунктом;

- группировка материала, вывод о главной мысли;

- знаковое оформление вывода (схема, модель, алгоритм, план и т.п)
Изучение свойств видовых понятий осуществляется по такой схеме:

- представление определения понятия, его схематическое изобр
жение с выделением родового понятия и видовых признакомИ.С. Якиманская отмечает, что проработка учащимися учебного материала основана на их ипдивидуально-стилевь IX особенностях.

Поэтому предъявлять познавательный объект учащимся необходи­мо сразу в нескольких формах: словесной, графиче­ской (построение в процессе объяснения структ~урно-логических схем); знаково-символической (опорные сигнала-образьл символы - их можно обозначать на структурно-логической схеме). ■

4. Подача материала логически завершенными в смысловом отношении частями-блоками.

5. Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения но­вого материала.

На какого учащегося необходимо ориениРоваться в процессе предъявления учебного материала?

Конечно же при изучении нового материала учащимся предлагают­ся программные знания (зафиксированные в статдартных учебных про­граммах). Однако, при этом акцентируется внимание на минимально не­обходимом объеме знаний, которые необходимо запомнить.

6. Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых уче­ник является субъектом деятельности.

Это условие ориентирует учителя на использование в процессе изучения нового материала преимущественно диалогических форм взаи­модействия учащихся.

7. Обеспечение вариативности взаимодействия учителя с учащимися
(экстроактивный, интроактивный и интерактивный режимы. Включение в содержание проблем человека и его деятельности, методов познания (обеспечение единства гуманитарной и естественнона­учной культур).

(обеспечение философского осмысления учащимися изучаемых позна­вательных объектов.

(Выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся.

11. Ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации.

I2. «Сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пре­делами изучаемого курса.

I3. Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно

15 форме деятельности.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа

1. «Работа» с определением вводимых понятий (родовое слово и видовые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: