Образование силы тяги

При подаче напряжения на обмотку якоря и обмотку возбуждения тягового электродвигателя по обмоткам тягового электродвигателя потечет ток, образуется вращающий момент на валу якоря тягового электродвигателя, который через зубчатую передачу передается на колесную пару Мк. Колесо колесной пары прижато к рельсу с силой Р0. Вращающий момент Мк можно заменить парой сил F1 и F2. Сила F1 приложена к центру колеса О, а сила F2 – к ободу колеса в точке А касания его с рельсом. Рельс закреплен! Под действием сил F2 и Р0 по третьему закону Ньютона возникнут равные им и противоположно направленные реакции со стороны рельса, выраженные силами Fк и R, которые являются внешними силами. Сила R направлена вертикально и не влияет характер движения. Сила реакции рельса Fк и является силой тяги. За счет сцепления колеса с рельсом возникает необходимый упор. При этом силы F2 и Fк уравновешиваются. Под действием силы F1 колесо поворачивается относительно точки А, как мгновенного центра вращения. Так как мгновенный центр вращения при этом перемещается по поверхности головки рельса слева направо, то и центр колеса (точка О) поступательно будет двигаться в том же направлении.

Сумма сил Fк всех движущих колесных пар локомотива называется силой тяги локомотива.

Сила тяги Fк не должна превышать силу сцепления колеса с рельсом.

Fк≤Fк сцеп. В противном случае, колесо теряет упор, начнется проскальзывание или боксование. Сила сцепления определяется произведением силы Р0 на коэффициент сцепления колеса с рельсом – Fк сцеп = P0 × ψ.

Для локомотива Fк сцеп = mл × g × ψ,

где mл - масса локомотива в тоннах,

g – 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения,

ψ – коэффициент сцепления.

Коэффициент сцепления ψ зависит от материала рельса и колес, состояния их поверхностей, от скорости движения.

Природу силы сцепления часто объясняют наличием шероховатостей на поверхностях колеса и рельса. При таком рассуждении можно считать, что при наличии отшлифованных поверхностей сила сцепления меньше. Однако, практика доказывает, что при чистых и хорошо обработанных поверхностях сила сцепления выше. Сцепление колес с рельсами объясняется молекулярным сцеплением. Для увеличения сцепления колес с рельсами используют сухой кварцевый песок, который разрушает поверхностные пленки и твердые частицы внедряются в контактируемые поверхности.

Расчетный коэффициент сцепления локомотива ψк определяют по эмпирическим формулам, полученных путем экспериментов или испытаний, для различных типов локомотивов и отдельно в кривых малого радиуса R менее 500 метров.

Например, для электровозов переменного тока:

+

Эмпирические формулы можно найти в «Правилах тяговых расчетов для поездной работы».

Для уменьшения проскальзывания колес под каждое колесо локомотива подается песок примерно 400÷700 г/мин летом и 900÷1500 г/мин зимой. Если и это не снижает проскальзывания колес, то машинист локомотива уменьшает силу тяги понижением напряжения подаваемого на тяговые электродвигатели переходом на более низкую позицию.

Склонность колесных пар к боксованию возрастает с увеличением проката бандажей свыше 3÷4 мм и износа рельсов вследствие изменения формы и размеров площадки, по которой соприкасаются колесо и рельс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: