Управление качеством продукции необходимо понимать как элемент управления производственным процессом, а не как изолированное мероприятие. При этом на стадии исследования и проектирования формируют необходимые значения показателей качества, на стадии производства обеспечивают изготовление продукции заданного качества, на стадии эксплуатации или потребления поддерживают их достигнутый уровень. В процессе управления разрабатывается ряд технических, экономических, организационных мероприятий. Из-за сложности и многообразия факторов, влияющих на качество продукции, необходим системный подход к решению указанной проблемы как одной из главных задач управления производством.
К числу основных элементов системы управления качеством относят:
· разработку стандартов на качество;
· планирование мероприятий, направленных на достижение требуемого уровня качеств;
· изготовление бездефектной продукции и сдача ее с первого предъявления;
· устранение причин возникновения дефектов;
|
|
· длительный систематический контроль качества.
В общем случае под системой понимают множество взаимосвязанных объектов, рассматриваемых как одно целое, если выполняются следующие условия:
· сформулированы цель, стоящая перед системой, и критерий качества ее функционирования;
· могут быть выделены части, которые являются самостоятельными и называемые подсистемами данной системы;
· может существовать некоторая другая система, включающая данную как подсистему.
Система управления качеством, удовлетворяющая этим условиям, может состоять из трех подсистем (рис.8.1):
· обеспечения качества;
· контроля качества;
· управления качеством.
Рис. 8.1. Схема управления качеством.
Эти подсистемы, являясь самостоятельными, в то же время, как видно из рис.8.1, взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Рис.8.2. Структурная схема управления процессом обеспечения качества.
Под обеспечением качества выпускаемой продукции понимают в первую очередь выбор технологического оборудования, режимов технологического процесса и материалов с необходимыми характеристиками, обеспечивающими требуемое нормативно-технической документацией (НТД) качество выпускаемых изделий. Поэтому, подсистема обеспечения качества, представляющая собой производство изделий с требуемыми параметрами качества, может быть представлена в виде входа X (необходимые для выпуска продукции НТД, обслуживающий персонал, соответствующей квалификации, помещение, технологическое оборудование и материалы), процесса Y (технологический процесс производства изделий, обеспечивающий требуемое НТД качество изделий на отдельных операциях их изготовления и сохранение полученного качества при переходе от одной технологической операции к другой) и выхода Z (готовые изделия, соответствующие заданным в НТД параметрам качества).
|
|
Под контролем качества понимают наличие выбранных параметров качества, установление превалирующих параметров качества, наличие необходимых методов и устройств контроля. Эта подсистема также может быть представлена входом X (квалифицированный обслуживающий персонал, методы и устройства для осуществления контроля необходимых параметров качества), процессом Y (процесс измерения параметров качества) и выходом Z (необходимая информация о качестве выпускаемых изделий).
Под управление качеством понимают наличие квалифицированного персонала, программных и аппаратных средств, обеспечивающих такое функционирование подсистемы обеспечения качества (на основании поступающей от подсистемы контроля качества информации), которое обеспечивало бы выпуск продукции с требуемыми параметрами качества. Эта подсистема может быть представлена входом X (управляющий персонал; информация о качестве выпускаемой продукции и ограничениях, накладываемых НТД и рынком; устройства и документация, обеспечивающие управление), процессом Y (процесс подготовки и принятия решения) и выходом Z (решение).
Очевидно, что подсистема обеспечения качества является основной в системе управления качеством.
Для анализа производственного процесса (при обеспечении и контроле его качества) последовательность технологических операций удобно представлять в виде схемы вероятностного процесса перехода от одной операции к другой, как это показано на рис. 8.3.
Рис. 8.3. Вероятностная схема представления технологического процесса.
Величина вероятности (Р1-2,Р2-3,…Р(п-1)-п) перехода от одной технологической операции к другой определяется экспериментально как отношение числа годных изделий на выходе i-й технологической операции к общему числу изделий, поступивших на вход (i+1) операции. Таким образом, управление качеством может производиться лишь в том случае, если задано требуемое значение параметра качества изделия на i-й операции xi тр, имеется его замеренное фактическое значение xi факт, а также известны управляемые параметры качества i-й технологической операции.
С другой стороны, система вероятностного перехода от одной операции к другой позволяет выявить наиболее критичные (с точки зрения дефектности) технологические операции и на основании анализа дефектов на этих операциях принять меры к повышению их качества, а значит, и процента выхода годных изделий на этих операциях.
Аналогично можно формализовать и процесс контроля. Сущность его сводится к измерению фактических значений контролируемых параметров качества, сравнению его с требуемым значением,, оценке допустимости отклонений. При этом на каждый контролируемый параметр X, устанавливается допуск δ, чтобы отклонения фактических значений х i факт от требуемых находились в пределах допуска ± δ т. е. - δ £ х £ +δ.