Рассмотренная в предыдущем разделе структурная схема системы управления качеством (см.рис.8.2) может быть представлена также в виде организационной структуры, функционирующей на предприятии, разрабатывающем и выпускающем приборостроительную продукцию.
Наиболее типичной организационной структурой является научно-производственное объединение (НПО), состоящее из предприятия, разрабатывающего приборы и завода-изготовителя.
Взаимосвязь подразделений единой службы управления качеством научно-производственного объединения как системы представлена на рис. 8.4. Здесь объединены три самостоятельно действующие подсистемы: подразделения, разрабатывающие изделия, служба управления качеством и подразделения производства.
Рис. 8.4. Структура системы управления качеством.
Первая подсистема состоит из разработчиков изделий: схемотехников, программистов, конструкторов и технологов. Они создают проектную и технологическую документацию, по которой после освоения технологических процессов в производстве изготавливают изделия. Разработанная проектно-технологическая документация должна гарантировать выпуск качественных изделий. Качество выпускаемых изделий во многом определяется степенью соответствия изготовленного изделия требованиям проектной документации и отсутствием отступлений от технологической документации в процессе производства.
|
|
Рассмотрим подробнее назначение службы управления качеством, обеспечивающей функционирование соответствующей подсистемы. Необходимость специальной подсистемы управления качеством вытекает из объективной неизбежности ошибок, отказов, сбоев, органически присущих техническим средствам и людям-исполнителям, входящим в состав сложных систем.
Подсистема управления качеством включает совокупность организационных, технических, информационных и экономических методов и средств для планомерного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции на этапах проектирования, производства и эксплуатации. В подсистеме управления качеством разрабатываются:
· методы и средства управления качеством проектирования, используемые в подсистеме разработчиков;
· методы и средства управления качеством изготавливаемой продукции, используемые в подсистеме производства.
Главными задачами в указанной подсистеме являются задачи получения, обработки и обобщения информации о качестве. Обобщение информации производят в результате контроля и испытаний приборов на всех этапах их «жизненного» цикла. В результате контроля и испытаний приборов накапливается информация, которая после ее обработки, систематизации и обобщения используется для организации управляющих воздействий. На выходе управляемого процесса (проектирования или производства) производят контроль и (или) испытания изделия. Полученные результаты сравнивают с нормами технической документации (техническое задание на стадии проектирования; конструкторская документация на стадии производства). При наличии отклонений после соответствующего анализа информации подаются управляемые воздействия на вход управляемого процесса.
|
|
На каждом из этапов проводят анализ отказавших или некачественных (бракованных) изделий. Главная задача такого анализа — установление причины брака. В зависимости от причины брак по принадлежности к его вероятным виновникам классифицируется на три группы: конструкционный, производственны и эксплутационный.
Брак возникший в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм проектирования изделий, называют конструкционным; брак, возникающий в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовление или ремонта, выполнявшегося на предприятии-изготовителе — производственным; брак или отказ, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта — эксплуатационным.
В случае обнаружения конструкционного брака управляющие воздействия должны обеспечить организацию работ в разрабатывающих подразделениях по совершенствованию проектно-технологического варианта изделия. Когда брак производственный, управляющие воздействия направлены на укрепление технологической дисциплины в производстве. Таким образом, информация, получаемая в результате контроля, испытаний и эксплуатации посредством анализа брака и отказавших изделий, является технической основой для управляющих воздействий, осуществляемых на всех этапах «жизненного» цикла изделия.
Естественно, что масштабы производства и его тип накладывают отпечаток на структуру службы управления качеством, ее численность и конкретные задачи.
Однако на всех предприятиях, выпускающих приборы, отдел испытаний является необходимым звеном службы управления качеством, имитирующим сферу применения и эксплуатации продукции, и одним из основных объективных источников внутренней информации о фактическом качестве изделий. Эта информация позволяет установить более оперативную обратную связь в системе «качество готовой продукции — проектирование и технологический процесс ее производства», чем в системе «изготовитель — потребитель — изготовитель». Основное требование к отделу испытаний — получение достоверной информации о соответствии изделий стандартам технических условий (ТУ) и нормативно-технической документации (НТД), на основании которой принимаются окончательные решения о приемке изделий, о доработках, о сроках разработок, освоении продукции и т. д. В связи с этим особо важное значение в работе отдела имеют организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение высокой надежности оборудования, соблюдение режимов испытаний.
Особая роль в структуре службы управления качеством отводится отделу надежности. Этот отдел занимается не только разработкой и внедрением методов опенки надежности готовой продукции, но и вместе с разработчиками и изготовителями изделий участвует в разработке рекомендаций по повышению ее качества и надежности на основании проводимого анализа брака и отказов. Главная задача отдела технического контроля (ОТК) — предотвращение дефектов и отклонений от установленных норм.
В настоящее время все мероприятия по управлению качеством продукции рекомендуется реализовать в виде “Комплексной системы управления качеством продукции” [26 ].
|
|
В КС УКП предусмотрены к реализации следующие специальные функции в процессе управления качеством продукций:
· прогнозирование потребностей технического уровня и качества продукции;
· планирование повышения качества продукции;
· нормирование требований к качеству продукции;
· аттестация продукции;
· организация разработки и постановки на производство новой продукции;
· организация технологического обеспечения качества продукции;
· организация метрологического обеспечения качества продукции;
· организация материально-технического обеспечения качества продукции;
· специальная подготовка и обучение кадров в области УКП;
· обеспечение стабильного уровня качества продукции при ее изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и потреблении (эксплуатации);
· стимулирование работников на повышение качества продукции;
· контроль качества изготовления и испытания продукции;
· организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственного надзора и контроля за внедрением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;
· правовое обеспечение качеством продукции;
· информационное обеспечение КС УКП;
· организация взаимодействия предприятия по вопросам качества продукции с потребителями и поставщиками;
· внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
· технико – экономический анализ улучшения качества продукции;
· организация труда по изготовлению качественной продукции.