Качества на предприятии

Рассмотренная в предыдущем разделе структурная схема системы управления качеством (см.рис.8.2) может быть представлена также в виде организационной структуры, функционирующей на предприятии, разрабатывающем и выпускающем приборостроительную продукцию.

Наиболее типичной организационной структурой является науч­но-производственное объединение (НПО), состоящее из предприятия, раз­рабатывающего приборы и завода-изготовителя.

Взаимосвязь подразделений единой службы управления качеством научно-производственного объединения как системы представлена на рис. 8.4. Здесь объединены три самостоятельно действующие подси­стемы: подразделения, разрабатывающие изделия, служба управления качеством и подразделения производства.

Рис. 8.4. Структура системы управления качеством.

Первая подсистема состоит из разработчиков изделий: схемотехников, программистов, конструкторов и технологов. Они создают проектную и технологическую документацию, по которой после освоения технологических процессов в производстве изготавливают изделия. Разработанная проектно-технологическая документация должна гарантировать выпуск качественных изделий. Качество вы­пускаемых изделий во многом определяется степенью соответствия изготовленного изделия требованиям проектной документации и отсутствием отступлений от технологической документации в процессе производства.

Рассмотрим подробнее назначение службы управления каче­ством, обеспечивающей функционирование соответствующей под­системы. Необходимость специальной подсистемы управления ка­чеством вытекает из объективной неизбежности ошибок, отказов, сбоев, органически присущих техническим средствам и людям-ис­полнителям, входящим в состав сложных систем.

Подсистема управления качеством включает совокупность ор­ганизационных, технических, информационных и экономических ме­тодов и средств для планомерного воздействия на условия и фак­торы, влияющие на качество продукции на этапах проектирования, производства и эксплуатации. В подсистеме управления качеством разрабатываются:

· методы и средства управления качеством проектирования, ис­пользуемые в подсистеме разработчиков;

· методы и средства управления качеством изготавливаемой про­дукции, используемые в подсистеме производства.

Главными задачами в указанной подсистеме являются задачи получения, обработки и обобщения информации о качестве. Обо­бщение информации производят в результате контроля и испыта­ний приборов на всех этапах их «жизненного» цикла. В результате контроля и испытаний приборов накапливается инфор­мация, которая после ее обработки, систематизации и обобщения используется для организации управляющих воздействий. На выходе управляемого процесса (проектирования или произ­водства) производят контроль и (или) испытания изделия. Получен­ные результаты сравнивают с нормами технической документации (техническое задание на стадии проектирования; конструкторская документация на стадии производства). При наличии отклонений после соответствующего анализа информации подаются управля­емые воздействия на вход управляемого процесса.

На каждом из этапов проводят анализ отказавших или некачественных (бракованных) изделий. Главная задача такого анализа — установление причины брака. В зависимости от причины брак по принадлежности к его вероятным виновникам классифицируется на три группы: конструкционный, производственны и эксплутационный.

Брак возникший в результате несовершенства или нарушения установленных правил и (или) норм проектирования изделий, называют конструкционным; брак, возникающий в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготов­ление или ремонта, выполнявшегося на предприятии-изготовителе — производствен­ным; брак или отказ, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта — эксплуатационным.

В случае обнаружения конструкционного брака управляющие воздействия долж­ны обеспечить организацию работ в разрабатывающих подразделениях по совершенствованию проектно-технологического варианта изделия. Когда брак производственный, управляющие воздействия направлены на укрепление технологической дисциплины в производстве. Таким образом, информация, получаемая в результате контроля, испытаний и эксплуатации посредством анализа брака и отказавших изделий, является технической основой для управляющих воздействий, осуществляемых на всех этапах «жизненного» цикла изделия.

Естественно, что масштабы производства и его тип накладывают отпечаток на структуру службы управления качеством, ее численность и конкретные задачи.

Однако на всех предприятиях, выпускающих приборы, отдел испытаний является необходимым звеном службы управления качеством, имитирующим сферу применения и эксплуатации продукции, и од­ним из основных объективных источников внутренней информации о фактическом качестве изделий. Эта информация позволяет уста­новить более оперативную обратную связь в системе «качество готовой продукции — проектирование и технологический процесс ее производства», чем в системе «изготовитель — потребитель — изготовитель». Основное требование к отделу испытаний — получе­ние достоверной информации о соответствии изделий стандартам технических условий (ТУ) и нормативно-технической документации (НТД), на основании которой принимаются окончательные реше­ния о приемке изделий, о доработках, о сроках разработок, осво­ении продукции и т. д. В связи с этим особо важное значение в работе отдела имеют организационные и технические меропри­ятия, направленные на обеспечение высокой надежности оборудования, соблюдение режимов испытаний.

Особая роль в структуре службы управления качеством отводится отделу надежности. Этот отдел занимается не только разработ­кой и внедрением методов опенки надежности готовой продукции, но и вместе с разработчиками и изготовителями изделий участвует в разработке рекомендаций по повышению ее качества и надежности на основании проводимого анализа брака и отказов. Главная задача отдела технического контроля (ОТК) — предотвращение дефектов и отклонений от установленных норм.

В настоящее время все мероприятия по управлению качеством продукции рекомендуется реализовать в виде “Комплексной системы управления качеством продукции” [26 ].

В КС УКП предусмотрены к реализации следующие специ­альные функции в процессе управления качеством продукций:

· прогнозирование потребностей технического уровня и качества продукции;

· планирование повышения качества продукции;

· нормирование требований к качеству продукции;

· аттестация продукции;

· организация разработки и постановки на производство новой продукции;

· организация технологического обеспечения качества про­дукции;

· организация метрологического обеспечения качества продукции;

· организация материально-технического обеспечения ка­чества продукции;

· специальная подготовка и обучение кадров в области УКП;

· обеспечение стабильного уровня качества продукции при ее изготовлении, складировании, транспортировании, сбы­те и потреблении (эксплуатации);

· стимулирование работников на повышение качества продукции;

· контроль качества изготовления и испытания продукции;

· организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственного надзора и контроля за внед­рением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений;

· правовое обеспечение качеством продукции;

· информационное обеспечение КС УКП;

· организация взаимодействия предприятия по вопросам качества продукции с потребителями и поставщиками;

· внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

· технико – экономический анализ улучшения качества продукции;

· организация труда по изготовлению качественной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: