Экономика качества

Основной целью любого предприятия, выпускающего приборостроительную продукцию, является получение прибыли П. Ее величина определяется разницей между ценой при продаже Ц и затраченными материальными средствами – себестоимостью С.

П = Ц – С

Таким образом экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества. Помимо затрат на проектирование и изготовление изделия, включают затраты на сервисное обслуживание потребителя и поддержание заданного уровня качества в течение гарантийного срока службы. Все перечисленные затраты составляют суммарные затраты поставщика. Графически это соотношение иллюстрируется с помощью рис 8.7. и рис. 8.9. В свою очередь величина прибыли зависит от объема продаж – рис. 8.8.

Рис. 8.7. Цена качества конструкции.

b(x) – поступления от продажи продукции различного уровня качества х;

с(х) – производственные затраты на обеспечение качества.

Рис. 8.8. Схема формирования прибыли предприятия.

Как следует из рис.8.8. объем продаж является мощным фактором, влияющим на доход. Но в то же время объем продаж зависит от конкурентоспособности, качества и себестоимости изделия.

С экономической точки зрения все усилия по улучшению качества выражаются в форме затрат, направленных либо на увеличение доходов, либо на сокращение издержек. Увеличение доходов за счет улучшения качества продукции связано c анализом качества конструкции изделия, а сокращение издержек — с вопросами соответствия показателей качества продукции техническим условиям.

Обеспечение более высоких доходов за счет внедрения кон­струкций лучшего качества осложняется условиями спроса и предложений и трудностью точного определения кривой стои­мости (см. рис.8.7.). Тем не менее, рыночная конкурентоспособность продукции в значительной степени зависит от ее качества. Продукция высокого качест­ва имеет более высокий удельный вес на рынке и при опреде­ленных условиях спроса и предложения продается по более высокой цене.

Затраты производителя продукции можно классифицировать следующим образом.

Таблица 8.1.

Элементы затрат на качество Доли от суммарных затрат,%
Организационные затраты, З1 Затраты на контроль качества, З2 Затраты на внутренний брак, З3 Затраты на внешний брак, З4 0,5…5 10…50 25…40 25…40

v Организационные (превентивные) затраты.

· расходы на административное управление качеством;

· расходы на техническое управление качест­вом;

· другие расходы на планирование качества;

· обучение персонала.

v Затраты на контроль качества (на инспекцию).

· контроль испытания;

· контроль поставщиков;

· метрологический контроль;

· стоимость израсходованных материалов;

· оплата аудита качества продукции;

v Затраты, связанные с внутренним браком.

· технологические потери и брак;

· ремонт, переделка;

· потеря поставщиков;

· анализ отказов;

v Затраты, связанные с внешним браком.

· отказы по вине производства;

· отказы по вине разработчиков;

· отказы по вине продавцов;

· выплаты по гарантиям анализ отказов.

Рис. 8.9. Экономическая оптимизация параметров качества изделий:

Зэ – эксплуатационные затраты за весь период эксплуатации;

Зпризг- затраты на НИР, конструирование и изготовление;

З - суммарные затраты на жизненный цикл.

Традиционно затраты на качество определяются суммированием затрат производителя и потребителя – рис. 8.9. Такая точка зрения на стоимость качества при определении оптимума затрат на качество, не отражает новых реальностей и не позволяет видеть преимущества для производителя, например, в повышении прибыли за счет повышения ценности продукции для потребителя или снижения затрат на предупреждение брака, за счет внедрения новых технологий.

Рис.8.10. Влияние на прибыль рынка и потребителя.

Для того, чтобы снизить затраты, учесть в большей степени пожелания потребителей и сократить сроки разработки и выхода на рынок продукции, применяют специальные технологии раз­работки и анализа разработанных изделий и процессов:

• технологию развертывания функций качества (QFD –Quality Function Deployment), которая представляет из себя технологию проектирования изделий и процессов, позволя­ющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства;

• функционально-стоимостный анализ (ФСА) — технологию анализа затрат на выполнение изделием его функций. ФСА проводится для существующих продуктов и процессов с целью снижения затрат, а также для разрабатываемых продуктов с целью снижения их себестоимости;

• FМЕА - анализ (Failure Mode and Effects Analysis) — технологию анализа возможности возникновения и влияния дефек­тов на потребителя. ЕМЕА проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов (ГОСТ Р 51814.2-2001);

• функционально-физический анализ (ФФА) — технология анализа качества предлагаемых проектировщиком технических решений, принципов действия изделия и его элементов. ФФА проводится для разрабатываемых продуктов и процессов.

Список литературы.

1. Адлер Ю.П. Введение в планирование эксперимента. - М.: Металлургия, 1969.- 155 с.

2. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. – М.: Финансы и статистика, 1983. - 471 с.

3. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. – М.: Финансы и статистика, 1985.

4. Блохин В.Г., Глудкин О.П., Гуров А.И., Ханин М.А. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов. – М.: Радио и связь, 1997, 230 с.

5. Боровиков В.П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

6. Боровиков С.М. Теоретические основы конструирования, технологии и надежности. – Минск.: Дизайн ПРО, 1998, 330 с.

7. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. – М.: Наука, 1983.- 416 с.

8. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов /О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.

9. Гиссин В.И. Управление качеством. М-Ростов-н/Д.:МарТ, 2003, 390 с.

10. ГОСТ Р 50779.0-95. Статистические методы. Основные положения.

11. ГОСТ Р 50779.30-95. Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования.

12. ГОСТ Р 50779.40-96. (ИСО 7870-93). Контрольные карты. Общее руководство и введение.

13. Гусев В.П. Технология радиоаппаратостроения. – М.: Высшая школа, 1972. – 496 с.

14. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах.- СПб.: Питер, 1997. – 240 с.

15. Дружинин Г.В. Методы оценки и прогнозирования качества. М.: Радио и связь, 1982.- 158 с.

16. Зерний Ю.В. Сборка ПТМ. Учебное пособие. – Издание ВЗМИ, 1982.-92 с.

17. Кремер Н.Ш. теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 543 с.

18. Кирпатрик Э. Практика обеспечения качества на производстве. Перев. с англ. Издательство стандартов, 1978. – 248 с.

19. Кацев П.Г. Статистические методы исследования режущего инструмента. М.: Машиностроение, 1974. – 231 с.

20. Нормирование точности в машиностроении: учебник для вузов./ Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Высшая школа, 2001. – 335 с.

21. Сборник задач и упражнений по технологии РЭС./ Под ред. Е.М. Парфенова. М.: Высшая школа, 1982. – 255 с.

22. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. / Под ред. В.Э. Фигурнова. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 544 с.

23. Управление качеством электронных средств. / О.П. Глудкин, А.И. Гуров, А.И. Коробов. Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Высшая школа, 1994. -412 с.

24. Управление качеством. Учебник. / Басовский Л.Е., Протасьев В.Б.- М.: ИНФРА – М, 2003. – 212 с.

25. Ушаков Н.Н. Технология производства ЭВМ. М.: Высшая школа, 1991.

26. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. – М.: Филин, 2000.-328 с.

27. Фомин А.В., Борисов В.Ф., Чермошенский В.В. Допуски в РЭА.- М.: Советское радио, 1973. - 128 с.

Оглавление

ГЛАВА 1. 3

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ТЕОРИЯ ТОЧНОСТИ. 3

1.1. Показатели качества продукции. 3

1.2. Виды показателей качества продукции и их оценка. 6

1.2.1. Виды показателей качества продукции. 6

1.2.2. Номенклатура показателей качества продукции. 7

1.3. Единичные и комплексные показатели качества. 11

1.4. Методы оценки уровня качества. 13

1.5. Основные задачи обеспеченя качества. 14

продукции. 14

1.6. Конструктивно – технологическая. 17

характеристика приборов. 17

1.7. Расчет точности выходных параметров приборов. 22

1.7.1.Функциональная точность выходных параметров. Расчет точности при известной функциональной зависимости. 23

1.7.2. Определение коэффициентов влияния. 24

1.8. Основные положения теории точности и типы.. 25

погрешностей. 25

1.9. Технически достижимая и среднеэкономическая. 28

точность обработки. 28

1.10.Точность выходных параметров при сборке. 30

изделий. Оценка серийнопригодности. 30

1.11. Конструкторско-технологические задачи. 35

исследования точности. 35

1.12. Два способа достижения заданной точности. 39

ГЛАВА 2. 43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧНОСТИ.. 43

ТЕХПРОЦЕССОВ. 43

2.1.Оценка суммарной погрешности с помощью.. 43

кривых распределения. 43

2.2. Закон нормального распределения (закон Гаусса) 45

2.3. Закон равной вероятности. 48

2.4. Критерий Пирсона. 49

2.5. Пути вероятностного описания совокупности. 51

параметров. 51

2.6. Точечные и интервальные оценки параметров. 52

Определение интервальных оценок параметров. 53

2.7. Выборочный метод. 56

2.8. Определение требуемого числа наблюдений. 57

параметров. 57

ГЛАВА 3. 59

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ. 59

3.1. Расчетно-статистический метод оценки. 59

точности. 59

3.2. Расчетно – аналитический метод оценки точности. 61

3.3.Расслаивание погрешностей с помощью.. 63

дисперсионного анализа. 63

3.4. Использование методов корреляционного анализа. 68

в задачах исследования качества техпроцессов. 68

3.4.1. Корреляция параметров. 68

3.4.2. Использование корреляционного анализа в. 72

многооперационном технологическом процессе. 72

ГЛАВА 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИЗДЕЛИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. 73

4.1. Понятие моделей. Общие сведения о моделировании и моделях. 73

4.2.Способы получения математических моделей. 74

4.3. Регрессионные модели параметров. 74

4.4. Метод наименьших квадратов. 78

4.5.Применение пассивного эксперимента. 79

для получения математических моделей. 79

4.6. Отбор информативных параметров, 83

характеризующих качество изготовления изделий. 83

4.7.Получение математических моделей с помощью.. 90

активных факторных экспериментов. 90

4.7.1. Задачи теории планирования эксперимента. 90

4.7.2. Основы теории планирования активных факторных. 91

экспериментов. 91

4.7.3. Полный факторный эксперимент (ПФЭ). 92

4.7.4.Планирование ПФЭ и его выполнение. 94

ГЛАВА 5. 104

ОЦЕНКА СТАБИЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. 104

5.1. Основные задачи оценки стабильности. 104

5.2. Проверка статистических гипотез при оценке. 106

стабиильности. 106

5.2.1. Критерий Фишера (F-критерий). 107

5.2.2. Критерий Стьюдента (t-критерий). 108

5.3. Определение периода подналадки оборудования. 108

5.4. Анализ временных рядов для оценки стабильности. 110

5.5. Контрольные карты.. 112

Построим контрольные карты для рассматриваемой совокупности для условий, когда контролировали по 5 деталей в подгруппе. 115

Глава 6. 117

Контроль и испытания приборов. 117

6.1. Контроль. Виды и правила. 117

6.2. Сплошной и выборочный контроль. 119

6.3. Выборочный приемочный контроль. 124

и качество измерений. 124

. 126

6.4. Кривая оперативной характеристики. 127

6.5. Качество измерений. 129

6.6. Оценка эффективности измерительных приборов. 133

. 135

6.7. Технологическая диагностика неисправностей. 135

6.8. Индивидуальное прогнозирование качества. 136

6.9. Категории испытаний. 137

6.10. Meтодика проверки. 139

Глава 7. 140

Надёжность приборов. 140

7.1.Основные положения.

7.2. Основные термины и определения характеристик. 140

надежности. 140

7.3. Показатели, характеризующие безотказность. 147

7.4. Обеспечение безотказности. 153

Глава 8. 155

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 155

8.1. Общие принципы управления качеством. 155

8.2. Организация работы по обеспечению.. 158

качества на предприятии. 158

8.3. Cтандартизация и сертификация в области. 161

управления качством продукции. 161

8.4. Экономика качества. 163


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: