Группировка видов деятельности, отражавшая заинтересованность в потребителях, весьма распространена на самых различных предприятиях. Потребители являются ключевой основой для группировки видов деятельности в случаях, когда руководство всеми действиями предприятия по удовлетворению их потребностей осуществляется управляющим одного подразделения. Примером здесь может служить отдел продаж потребителям промышленного сектора оптовой фирмы, которая, кроме того, поставляет товары и предприятиям розничной торговли.
Структуризация по потребителю часто с успехом применяется для группировки сбытовой деятельности тех предприятий, которые ориентируются на различные классы заказчиков. Так, например, производители, сбывающие свою продукцию промышленным предприятиям, довольно часто подразделяют свою клиентуру на крупных и мелких заказчиков. С другой стороны, производители могут и отказаться от создания производных подразделений по потребителю внутри своих функциональных производственных отделов.
|
|
Независимые предприятия оптовой и розничной торговли практикуют объединение своих сбытовых и производственных функций с последующей подструктуризацией их в соответствии с продуктом. Однако иногда они организуют и подразделения по потребителям. Например, в универсальных магазинах есть отделы женской одежды и мужской одежды, каждым из которых руководит свой управляющий. В данном случае имеет место структуризация по потребителю.
Структуризация по каналам сбыта
Одной из новейших форм первичного структурного деления является организация деятельности предприятия в соответствии с каналами сбыта. Один и тот же продукт часто попадает на рынок через весьма различные каналы.
Данную форму структуризации можно на первый взгляд принять за структуризацию по заказчику, и она действительно похожа на нее. Однако первая в отличие от второй базируется на используемых для сбыта каналах, а не на заказчиках.
Например, корпорация «Пьюрекс» несколько лет назад (когда она приняла решение о замене своей функциональной организации на подразделенческую) обнаружила, что ни продуктовая, ни территориальная схемы структурного деления для нее неприемлемы. 8.