Качества ума (интеллекта)

Набор интеллектуальных свойств личности составляют следующие качества ума (или качества мышления) (Система управления…, 1984, с.265):

1) ясность ума – простота и искренность мысли, отсутствие в ней какого-либо рода «заумности», бутафории, запутанности;

2) логичность – последовательность, систематичность в мышлении;

3) сообразительность – быстрота умственной ориентировки, быстрое вникание в материал, скорость решения задач;

4) глубина ума или вдумчивость – свойство познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, часто скрытое, способность за видимостью предмета и противоречивыми фактами постигать его сущность;

5) широта ума – свойство мыслить с учётом всех сторон вопроса, в частности, высказывая какую-либо гипотезу, в полной мере учитывать все условия, при которых она подлежит проверке;.

6) гибкость или пластичность ума – отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления; способность к «мысленным» экспериментам (противоположная черта – инертность или «вязкость» ума, его малая подвижность);

7) самостоятельность и оригинальность – это новизна, самобытный, творческий характер умственной деятельности;

8) критичность ума – отсутствие непроверенных, предвзятых суждений, тщательная аргументация.

Добавим в этот список специфические качества ума, присущие специалистам-физикам – людям творческого интеллектуального труда:

инновационность – постоянный поиск нового;

проблемное видение окружающей действительности;

системное восприятие мира;

глобальность,

пытливость (стремление проникнуть в сущность явлений и процессов)

Эти качества, наряду с общими, должны формироваться у учащихся физматклассов.

Сказанное выше иллюстрирует рис. 2.

инновационность
гибкость

               
   
 
   
 
 
 
   
Рис.2. Общие и специфические качества ума, присущие физику-исследователю


Основным вопросом физика в поиске истины является «Почему?». Психологический феномен заключается в том, что этот вопрос не дает покоя, пока человек не найдёт истину. Этот поведенческий стереотип является показателем, который отличает творческого человека от «исполнителя». При этом физик-исследователь концентрирует внимание на процессах, стремится к пониманию и объяснению сущности явлений и процессов, а не к получению конечных результатов.

Как было указано выше, в структуре интеллекта различают образное, понятийное, символическое, абстрактное мышления (Ясюкова,2002). Физик-исследователь обладает всеми видами мышления, но обязательным является наличие понятийного и абстрактного типов мышления. Наличие лишь понятийного и символического мышления недостаточно для научной деятельности в области физики. Например, учащийся может в совершенстве овладеть игрой в шахматы или нотной грамотой, а физика может оставаться для него недоступной. В 70-80 годах ХХ века по данным Л.А. Ясюковой только 10-12% взрослого населения с высшим образованием обладали развитым абстрактным мышлением. Это были учёные физики и математики, а также часть инженеров и преподавателей технических специальностей вузов. «Неразвитость абстрактного мышления не позволяет освоить физико-математические науки» (Яссюкова, с.18). При наличии абстрактного мышления возникающее понимание сразу целостно и системно, даже если информация поступает хаотично, так как мозг структурирует и систематизирует любую поступающую информацию (там же, с.19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: