Системное (системно-логическое) мышление - мышление, строго учитывающее все положения системного подхода. При этом системный подход – это подход, при котором реализуются основные положения теории систем - всесторонность, взаимоувязность, целостность, многоаспектность. В методологии познания системный подход– это познание частей на основании целого и целостности, путь к оптимальному решению проблемы с учётом всех факторов, влияющих на неё в целом.
Мы ставим знак равенства между терминами «системно-логическое» и «системное» мышление, так как авторы вкладывают одинаковый смысл в эти понятия. Системное мышление рассматривается «как мышление, строго учитывающее все положения системного подхода – всесторонность, взаимоувязность, целостность, многоаспектность. При этом дляпроцесса познавательной деятельности индивида характерны единообразие и целостность отражения действительности.
В состав базовых мыслительных операций входят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, конкретизация.
|
|
Какие из них характеризуют именно системное мышление?
Исходя из его определения, системное мышление характеризуется следующими операциями – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Таким образом, о наличии системного мышления свидетельствуют следующие виды умений (рис. 2):
Рис. 2. Умения и системное мышление
Исходя из свойств системы и соответственных им мыслительных операций, можно выделить три компонента системного мышления: целостный, аналитический, иерархический. Соответственно этим компонентам выделяются – 3 критерия диагностики системного мышления:
1. Целостность, панорамность восприятия объектов, явлений
2. Способность анализировать, т.е. осуществлять системный анализ.
3. Способность иерархически упорядочивать любое множество верно названных признаков, выдерживая стройность, порядок и гармоничность.
Э.Г. Юдин– классик теории систем так представляет этапы, то есть структуру системного анализа:
1. Эмпирическое выделение предмета системы из среды и параметрическое его описание как целостности.
2. «Рассечение» целого на части, составляющие и выявление отношений между ними.
3. Исследование структуры системы – её элементов, её свойств и связей (структурных – системообразующих и генетических – формирующих структуру).
4. Исследование цели системы и её целесообразного функционирования.
5. Исследование развития системы.
Уровни сформированности системного мышления
Как провести диагностику системного мышления? Как выделить критерии, показатели и уровни сформированности системного мышления у учащихся? Степень развития системного мышления определяется уровнями его развития, которые, в свою очередь, определяются по степени овладения системным анализом. При этом можно выделить три или более уровня развития системного мышления. Три уровня овладения системным анализом иллюстрируются рис. 3:
|
|
Рис. 3. Три уровня владения системным анализом или три уровня системного мышления
Пять уровней системного мышления иллюстрирует рис. 4:
Рис. 4. Пять уровней развития системного мышления
Для определения диагностики сформированности системного мышления можно исходить не из свойств системы, а из мыслительных операций и соответствующих им умений. Сформированность каждого компонента системы определяется с помощью серии опросников и тестов «Сложи фигуру», «Повороты фигур», «Выбор по аналогии», «Продолжи ряд», теста Амтхауэра и других.
Уровень развития системного мышления (следовательно и абстрактно-логического) у учащихся ФМК и студентов физических специальностей определяется в процессе решения физических задач по показателям (рис. 5):
Рис.5. Проявление системного мышления в решении задач