Проблемы и аргументы

«Проблемы и 'apгyмeHThI» - командная состязатель­ная форма духовной деятельности детей. Сегодня онапрактикуется чаще всего в старших классах, реже - вrIOДРОСТКОВЫХ, но не исключено использование этойформы и в работе со школьниками начальных классов..

Назначение данной формы деятельности - в разви­тии способности оценивать реальную действительностьво всем многообразии ее проблем, свое место в этой ре­альности и свои отношения к отдельным объектам рас­крывающейся для школьника жизни: Момент осмысле­ния выступает одним из факторов развития у школьникаспособiюсти к саморегулированию своего поведения. Побочным влиянием оказывается упражнение интеллек­туальных сил школьника.

Организуются две команды, две группы, иногда та­кими группами могут стать классы в полном их составе. Поочередно выступая то в роли аналитиков, то в роли прагматистов, команды рассматривают один из жизнен­Hыx вопросов С двух точек зрения: с точки зрения пра­вомерности заявленной проблемы и с точки зрения еерешения. Представители команд выбирают из «корзиныпроблем» карточку, на которой написаны слова, обозна­чающие какую-то проблему сегодняшнего дня, напри­мер: «Духовное И материальное ~ жизни человека», «Мужчины И женщины», «Иждивенчество детей в се­мье», «Способности и талант человека». Команда «ана­литиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложен­ной им проблемы, тем самым доказывая объективностьявления. Команда «прагматиков» «<прагматистов») долж­на предложить ряд практических решений проблематич­ного вопроса.

Разумеется, как на всяком состязании, время для об­думывния строго ограничено, / его отмеряет по часам«счетчик» (иногда шутливо это лицо получает имя«Хронос»), а если в школе имеются песочные минутныечасы, то измерение времени командного оБСУЖденияпроизводится благодаря этому часовому прибору.

Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество пред­ложенных решений. Конечно, такой подход кажется не­справедливым, пока не вводится смена ролей команд. Первый тур состязания в своем завершении означает If смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиком», И наоборот. Второй тур состязания сразу 'выравнивает условия, If принцип справедливости уже не вызывает сомнений.

В состязании могут принять участие и школьники Из

болельщиков, из публики. По окончании каждого из ту­ров им предлагается дополнить аргументы или решенияв пользу какой-то команды. Разгорается негласное состя­зание И между болельщиками.

Оценивает способности болельщиков один член жю­ри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясьна характеристиках деятельности болельщиков. «Счет­чию) ведет общие подсчеты на большой доске или табло.

Очень важной фигурой является арбитр по этике. Его функция - обеспечить высокий этический климат в ходе игры. Он корректирует или одобряет поведение ко­манд, жестко следя за тем, чтобы в пылу состязания ни­кто не бьш обижен, унижен либо оскорблен. К его голо­су прислушивается главный арбитр.

Мизансцена данной игры выстраивается четко, спо­собствуя легкому вовлечению всех присутствующих в иг­ру. Вот какова схематическая картинка этой мизансцены:

«Счетчию)

Команда 2 t'

АрБИтр~j""",

t.

I Публика 1......... "'-ЛРБИТР ПО

этике &

«Проблемы и аргументы» - очень гибкая форма, по­зволяющая беспредельно варьировать содержание дея­тельности. В эту форму можно «влить» любое проблем­

Бое содержание, как только педагоги фиксируют внима­Бие детей на одном из явлений действительности. На­пример, если вдруГ педагогов стало волновать поведениедетей по отношению к людям неординарным или стран­БЫМ, по отношению ко всему нетрадиционному, непри­БЫЧНОМУ, то они могут воспользоваться игрой «Про­блемы и аргументы», развернув перед детьми палитрусамых различных проявлений «странного» человека. То­гда игра приобретает особое название, скажем, она мо­жет получить тему «...А не странен кто?».

Карточки предложат школьникам осмыслить с пози­

ции аргументов и решения, как относиться к«странному» человеку. Самые неОЖИданные проявления«странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет вдетской панаме»; «Директор школыI встречает учащихся вцыганском наряде»; «Муж истратил всю зарплату на по­дарок жене»; «Мальчик идет по улице и поет»; «Девушкаодна в лесу на поля:не танцует»; «Человек,:не будучидворником, метет улицу» И Т.д.

Содержанием оБСУЖдения могут стать. и проблемы школьной жизни, тогда их фррмулировки записываются на карточках, и дети, их выбирая, последовательно ос­мысливают трудности школьной действительности. Входе такой игры рОЖдаются:нередко интересные реше­:нил, которые не может не учитывть администрацияшколы.

Методическая сложность игры, преЖде всего, заклю­чается в соблюдении темпоритма. Четкий, несбиваю­щийся ритм обеспечивает активность всех участников. Достаточно быстрый темп - несмотря на то, что мысль требует време:ни, - предотвращает утомляемость. Соблю­сти оптималь:ный темпоритм не так уж сложно: сменаролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем»карточки с заданием, звучание музыкальной паузы дляпублики, пока кома:нды ведут оБСУЖдение, появлениевремя от времени:на доске цифровых оценок жюри ­все это способствует сохранению веселого, живого рит­ма. Игра проходит легко, не утомляет детей. Число туровзависит от возраста участников. Старшеклассники могут проиграть от четыIе}:: до восьми туров. Подросткам Же

рекомендуется не более четыIехx туров.

Следует тщательно продумывать формулировки Про­блем, так, чтобы их лексическое содержание бьто по­НЯТНо детям, не включать в формулировки термины ма­лознакомые либо МОДные, но малопонятные.Не исключено, что карточки для игры заготавливают сами учащиеся, но из числа болельщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: