Листая словарь

Перестроечноевремя внесло в наш лексикон огром­ ное количество новых слов. Их появление отражает но­ вые явления и новые отношения к нашей жизни. Паде­ние духовной культуры как признак времени тоже не медленно сказалось на речевом языке: сквернословия, жаргон преступного Мира, сленг,

Дети «заглатьmают» все и усваивают таким ()бразом дикарски искаженный вариант русского языка. Критич­ ное отношение к языковой среде им не свойственно.

Все, что они слышат, принимается ими как дОпустимое и ценностно-значимое. Вот малыш, спускаясь по длин­ ной лестнице, говорит: «Боже мой, сколько ступенек!» ­целиком заимствовав бабушкин оборот речи. Внимание к слову как социально значимому явле­нию следует развивать и культивировать, чтобы детинаучились отбирать, подбирать. слова и произносить их со смыслом, так, чтобы речь их стаНовилась интеллекту­альной деятельностью, а не рефлекторным актом.

Занятие «Листая словарь...» как форма групповой ра­боты с детьми ставит именно эту задачу - пробудить ин­терес к слову и развить внимание к речи, предъявить

вербальный язык как ценность. Опустим другие Воспита­тельные влияния, которыми богато это простое по формегрупповое дело: развитие Мышления и внимания, формирование способностей логических, пробуждение инте­реса к индивидуальным особенностям личности, ВЬЩВИ­жение интеллектуального лидера, формирование культу­ры общения и пр. Остановимся лишь на воспитании ценностного отношения к слову.

Извлекая из словаря (толкового, этического, фило­софского, иностранных слов, энциклопедического...) од­ но слово в его лексическом значении, педагог предлагаетучастникам обсудить как слово, так и жизненное явле­ние, отраженное в слове. Чтобы лексическое значение неискажалось, слово выписывают на доске либо через про­ектор экспонируют запись на экран. Обсуждение ведетсясвободно, без жесткого алгоритма. Кто-то вспомнит слу­чай из своей жизни и обозначит этим словом «<...это Ибьт конфликт!»), кто-то даст оценку явления, отражен­ного в слове «<...очень полезная вещь - рефлексия»), а кто-то признается: «Никогда не задумывался над"амортизацией души"; иногда сообщают о том, что непонимали значения слышанного ранее слова «<...все го­ворят "нувориш", а никто не объясняет, что это такое, ядумал, что это "баНдИТ").

Встреча со словом - введение в сферу сознания вос­питанников объекта мира, ознакомление и обсуждениеего места в жизни общества и человека.

Со временем на групповое занятие «Листая сло­варь..,» (или «Словарь») дети приносят словари, сопос­тавляют словарны~ определения - рОЖдается дискуссия: коллективное размышление над явлением и над его вер­бальным обозначением.

Вскоре педагог замечает, как растет внимание детей к речи и критическое отношение к собственному вер­бальному языку, как речь воспитанников становится мо­ ментом их духовного усилия, а значит, развития.

Можно организовать словарную работу с двумя группами. Тогда она принимает форму «Мы хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное и т.д.) сло­ ВО», И сюжет свободной беседы теперь свертывается вкомпактное сообщение о значении, содержании, упот­ реблении и стилистике предъявляемого слова. Иногда такого рода преподнесение театрализуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: