Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 99

Там же, с. 95—96.

ментальной работы в ленинградских школах. На втором году" обучения по новым программам на урок русского языка принесли картину с изображением играющих детей. Класс спросили, что на ней нарисовано. Реакция оказалась неожиданной:

Учащиеся молчали и желающих отвечать не было. Один из учеников на вопрос, может ли он ответить, сказал: «Конечно. рассказать это я могу, но я ждал, что сейчас зададут вопрос, чтобы думать».

Как видно, интеллектуальные чувства при правильной организации обучения становятся для учащихся потребностью.

Эстетические чувства. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасною

Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств—произведения искусства: литература, живопись, музыка и др. Учеников захватывают поступки героев художественных произведений, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.

«Детская душа-в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии... Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту—маленький человек осознает свое достоинство»'.

Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области того или иного вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика роль воспитателя. Так, при ч гении художественных пронзведенн-й, просмотре кинофильмов оценки ребят свя-заны главным образом с нравственными чертами героев. Очевидно, что эстетическая сторона произведения искусства должна особенно подчеркиваться учителем. В этом отношении интересен опыт некочорых грузинских школ2 по формированию эстетических чувств младших школьников. Там в ряде школ введены уроки искусства. Подготовка учащихся к восприятию и переживанию прекрасного на этих уроках проходит несколько этапов: от пассивного восприятия отдельных произведений к активному, с выражением собственного эмоционального отношения, и, -наконец, к собственной деятельности, где дети могут в своих рисунках выявить эстетическое отношение, возникшее у них при восприятии произведения искусства.

' Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973, с. 172.

Г См.: Схиртладзе А. Г. Об одном условии стимулирования учебной деятельности у младших школьников. — В кн.: Психология учебной деятельности школьников. М., 1982.

Таким образом, «одной из главных задач учителя начально» школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту»'.

Разрешение внутренних противоречий как механизм развития чувств. Развитие чувств младшего школьника является важнейшим условием всестороннего развития личности, но «гармоническое развитие личности вовсе не означает, что г эмоциональном мире ребенка царит спокойствие, что в личности школьника не будут возникать никакие конфликты. На-пример, конфликт между С1ремлением к удовольствию и чувством долга; между личными прнвязанностями и общественными требованиями, между личной симпатией и чувством спра-ведливости и т. д. Плохо, если такие конфликты не будут возникать во внутреннем мире школьника и все у него будет проходить без борьбы, без внутренних противоречий»2.

Наличие таких противоречий и их продуктивное разрешение учителем или воспитателями в пользу развития положительных чувств и будет процессом формирования чувств как личностных черт учащихся, присущих духовному облику советского человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: