Общение и воспитание

Если учение преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью, то общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает давильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными ' этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия овека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно Мравлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его ультаты.

Способность правильно воспринимать и понимать людей имеет, РОЯТНО, генетические корни, представлена и по биосоциальным онам совершенствуется с младенческого возраста. М. И. Лисина иально изучала основанный на.этой способности процесс раз-"я общения и его роль в воспитании детей разного возраста'. пришла к следующим общим выводам относительно связи об-*я и познания людьми друг друга.

"" Рождения ребенка его общение с окружающими людьми направ-я особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к ию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития.

1.: Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых лет жизни // Хресто-"° возрастной и педагогической психологии.-М., 1581.

Знания о себе и о людях тесно переплетаются с отно к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке. Оце стороны другого человека позволяет выяснить, как он восприц данную личность, способствует формированию самооценки и в 1 ном счете образа <Я>.

По мнению М. И. Лисиной, потребность в общении с окруз ми людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 ] от рождения и непосредственно проявляется в известном кол, оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развити ния движется в следующих основных направлениях: а) р мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершено ние форм общения. - 1

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитие ности ребенка, системы его интересов и потребностей. ВД незе от первых месяцев жизни до окончания школы один з< возникают следующие виды мотивов, на основе которых выл разновидности общения: органические, познавательные, ] деловые, интимно-личностные и профессиональные.

Органические мотивы - это потребности организма, для! ного удовлетворения которых необходимо общение млад взрослыми людьми. Эти мотивы появляются с рождения нируют до возраста 2-3 месяца. Затем к ним присое познавательные мотивы, предполагающие общение ради; удовлетворения любопытства. Вначале они возникают у д денческого возраста на базе врожденного ориентировочног са или ориентировочной реакции, которые затем превра> потребность в новых впечатлениях. Именно она становится для частых обращений ребенка к взрослому, начиная пр1 второго полугодия жизни.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то пои общения с окружающими людьми для них становятся мотивы, которые представляют собой сочетание потребное нии и движении, а позднее - в конструировании. Игра источником не только этих, но еще одной группы мотивов - М. И. Лисина считает, что деловые мотивы общения у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связав ходимостью получения помощи со стороны взрослых..

Три названные группы мотивов доминируют у детей дс и младшего школьного возраста. \

Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда. способность и потребность в самопознании и самосовершев Это обычно связано с началом подросткового возраста. шие школьники задумываются над своей будущей профе* появляется последняя группа мотивов общения, встреч детстве,-профессиональные.

.Развитие мотивационной сферы общения в течение) бавление к прежде действовавшим мотивам новых вед< ренциации видов общения и расширяет возможности апЛ"Ц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: