вплоть до старшего школьного возраста не в состоянии пра; оценивать мотивы своих поступков. Дети дошкольного и мла школьного возраста не осознают у себя многие черты харац и зачастую бессмысленно напрямую спрашивать их о том, "щ качества личности им присущи. Для изучения психологи свойств и особенностей, недостаточно осознаваемых самими ми, необходимо применять не опрос, а иные, более надец средства исследования: тесты, анализ документов, изучение дуктов деятельности, эксперимент..
Анализ документов и продуктов деятельности - это дос но надежные методы, но лишь при соблюдении определенных вий. Первое из них следующее: сам документ или испольэ для выводов продукт деятельности должен быть источнике] товерной информации о ребенке. Второе: процедура анализ* дуктов деятельности должна быть оценена с точки зрей валидности и надежности. Хорошие результаты на практик использовании документов как источника информации о'' дает применение контент-анализа. Это - процедура изучен> кументов, позволяющая на основании их содержания суД психологии лица, которому эти документы принадлежат. процедура основана на предварительном выделении схемы за, включающей систему смысловых единиц, идентифицир в тексте. "
Наблюдение как метод психодиагностики также треб блюдения определенных правил, гарантирующих достоверно" лучаемых результатов и выводов. Первое из этих правил чается в, том, чтобы заранее определить совокупность при за которыми будет вестись наблюдение, а также способы гистрации. Второе правило: невмешательство наблюдающе процессы и явления, которые представляют собой объект дения.
Следует также иметь в виду, что наблюдение может как правило, на деле является субъективно окрашенным. датель видит в наблюдаемом в основном то, на что он 41 и его восприятие зависит от личного отношения к тому ч< за которым он наблюдает. Объективность наблюдения обеспечить за счет использования нескольких различных симых наблюдателей, объединения и обобщения результат наблюдений.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Психодиагностика детей обычно проводится с целью выявления их способностей и исправления недостатков в р Первостепенное значение в ранней диагностике имеет опр задатков ребенка, его потенциальной одаренности. Одаренность в самом общем виде можно определить
идуальный познавательный, мотивационный, организаторский и ежличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми. Прежде чем обсуждать вопросы, связанные с психодиагности-)й различных проявлений детской одаренности, выясним, в каких признаках она проявляется, например в учении. Что представляет о-()ой одаренный ребенок в познавательном плане? Как он ведет себя р обучении и учении?
По определению Комитета образования США, <одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые... в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения... Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: [интеллектуальной, академических достижений, общения и лидерства, (художественной деятельности, двигательной>'. Одаренный ребенок обычно: владеет большим объемом информации, имеет богатый словарный запас,