Психодиагностика личностного развития 1 и межличностных отношений

При проведении психодкагностики уровня развития лв ребенка обращают внимание на сформированность потреС и мотивов, черт характера и нравственности, умения вест Психологический анализ мотивации предполагает выяснение) сов ребенка, мотивов его поведения и причин отдельных поС Изучение характера направлено на оценивание развитости отд его черт, в том числе динамических, волевых, стилистичесй? намические черты характеризуют силу и скорость реакции, у вость и изменчивость эмоционального настроя. К числу волев характера относятся настойчивость, целеустремленность н Стилистические черты характера включают в себя особенное)" дения и реагирования данного человека на разные жизненные ции, отличающие его. от других людей и составляющие ег" видуальность.

Из всевозможных методов изучения личности для иссле) детей, особенно в дошкольном и в младшем школьном возр< лее всего подходит психодиагностический эксперимент. Рас основные требования, предъявляемые к нему:

Еще до начала эксперимента психолог-исследователь Д тщательно продумать его детали, включая ситуацию, инст способ поведения экспериментатора и ведение наблюдения' ствиями испытуемых.

2. Экспериментальная ситуация должна побуждать ребенка к определенным действиям, на основе которых можно будет однозначно 1 удить о наличии и степени развитости у ребенка исследуемого ка-1ства. Эта ситуация должна одинаково пониматься всеми без исклю-1ния детьми, так как в противном случае они будут реагировать на 1"ее по-разному.

Инструкция, предлагаемая испытуемым до начала эксперимента, должна быть краткой и понятной. ' 1 4. Своим собственным поведением в отношении детей экспериментатор не должен влиять на их действия, связанные с изучаемой ха-1рактеристикой личности, так как иначе невозможно будет отмечаемые действия и высказывания однозначно отнести к личности испытуемого.

1 Основные трудности, связанные с психодиагностикой личност-1дых качеств детей, состоят в том, что в течение определенного 1периода времени процесс развития этих качеств может быть скрыт 1от внешнего наблюдения. Вплоть до начала ранней юности дети могут не осознавать существование у них тех или других личностных качеств, поэтому применение к ним самооценочных опросных 1тестов может не дать валидных и надежных результатов. 1 Психодиагностика межличностных отношений предполагает их 1изучение в различных группах (формальных и неформальных), в об-1щении с разными людьми (сверстниками, детьми более младшего и 1более старшего возраста, взрослыми-учителями и родителями). аблюдение, опрос и эксперимент являются тремя основными метода-1ми, которые используются для изучения межличностных отношений 1детей разного возраста. Начиная с подросткового возраста к ним Дможно добавить опросники и тесты.

1 Промежуточное положение между качествами личности ребенка 1) его межличностными отношениями занимают те способности, которые проявляются в общении и взаимодействии с людьми. Психо-уиагностика таких способностей у детей может проводиться путем самонаблюдения. Однако такое самонаблюдение должно быть заранее Подготовленным, продуманным и организованным, проводиться по Определенной программе. В процессе наблюдения за развитием у 1<?тей способности к общению необходимо подбирать ситуации, где 1и могли бы достаточно полно проявить эти способности. Такие 1"туации должны включать те специфические трудности, с которыми алкиваются дети. При наблюдении за общением надо фиксировать что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия Поступки сверстников, на обращения взрослых. В процессе наблюдения за учащимися оценке в первую очередь "Длежат поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) поненты общения. Среди поведенческих компонентов первосте-"ное внимание следует обратить на вербально-экспрессивные пока-(и, характеризующие речь: громкость голоса, тон и темп речи, Ражение лица, жесты, мимику, пантомимику. В числе других под-эщих оценке психологических компонентов общения находятся

мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акт < ния и завершающие его. Важно установить, в какой мере вер ное и невербальное поведение ребенка соответствуют друг др задачам общения.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Теоретические вопросы практической психодиагностики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: