Установление для ребенка разумных поведенческих стандар-1 и слежение за тем, чтобы ребенок их соблюдал

- отсутствие заявлений о том, что ваш ребенок хуже д{ детей,

- отсутствие действий, унижающих ребенка, - обеспечение ребенка книгами и материалами для его л> занятий,

- приучение ребенка мыслить самостоятельно, - регулярное чтение ребенку интересной в познавательно> не литературы,

- приучение ребенка к чтению с малых лет, - побуждение ребенка к фантазированию, придумыванию.) рий,

- внимательное отношение к личным потребностям р(- каждодневное нахождение времени для того, чтобы пс ребенком наедине,

- привлечение ребенка к участию в планировании семЦ дел,

- отсутствие наказаний ребенка за ненамеренно сдеЯ< ошибки,

- похвала ребенка за выученные стихи, рассказы, песни;1 - обучение ребенка свободному общению со взрослыми лц любого возраста,

- оказание помощи ребенку в его экспериментировании с жающей средой в познавательных целях, - позволение ребенку играть со всякими вещами, - побуждение ребенка к тому,, чтобы находить пробле> шать их, *.

- нахождение достойного похвалы в занятиях ребенка> - отсутствие неискренней и беспредметной похвалы, - честность в оценках своих чувств по отношению к - не исключение никаких тем из обсуждения с ребенко> - предоставление ребенку возможности принимать зш решения, - оказание ребенку помощи в его личностном развитии,* - оказание ребенку помощи в самостоятельном поиске и1 заслуживающих внимания телепрограмм, ''

- развитие у ребенка позитивного восприятия своих спое тей;.;

- поощрение ребенка к максимальной независимости от лых,

- отсутствке примиренческого отношения к неудачам сопровождаемого словами <я тоже не умею это делать>, - вера в здравый смысл ребенка и доверие к нему, - стимулирование самостоятельности ребенка. В работе с одаренными детьми и в педагогических усил< правленных на развитие детской одаренности, следует исхо того, что у каждого физически здорового и психически и ного ребенка есть определенные задатки к развитию неплр) собностей в какой-либо области человеческой деятельно

Дз предположения о том, что каждый здоровый ребенок является дтенциально одаренным.

Для того чтобы имеющиеся у него задатки не пропали даром " со временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить. Первую из задач решает райняя психо-"пагностика детей, вторую - такое построение учебных программ, "т-обы они в максимальной степени способствовали развитию детской ддаренности. Об основах построения таких программ далее пойдет

Речь.

Развивающие программы должны быть нацелены на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, социальной адаптации и лидерства. Для выявления детской одаренности и ее развития учебный материал должен выходить за рамки общепринятой учебной программы и содержать в себе что-то сверх нее, интересное и новое для детей. Учащимся, кроме того, должна быть предоставлена возможность для глубокого проникновения в содержание и задания обычной программы, более широкое поле для самостоятельной деятельности, исследования и экспериментирования в учебном процессе. Такая учебная программа должна предоставлять детям возможность добиваться успехов и демонстрировать свои индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах. Развивающая программа должна строиться на базе тщательной предварительной психодиагностики детей, точного определения зоны их потенциального развития, целей и задач обучения преподаваемому предмету. Наконец, учебная программа, рассчитанная на выявление и развитие детской одаренности, должна быть достаточно гибкой для того, чтобы позволить каждому 'ребенку выявить свою творческую индивидуальность. В ней должны содержаться необходимые стимулы, мотивирующие учебную деятельность и полностью раскрывающие способности ребенка.

Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверен-ость в себе, воспитывает независимость взглядов.

Творческую активность детей повышает создание благоприятной Атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителей. Поощ-Рение оригинальных высказываний ребенка является хорошим сред-вом для развития творческой познавательной активности. Немало-жную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие ре-нка к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни * те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим детям зволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. 1 Развитие творческих способностей детей можно стимулировать 1ез введение их в необычную, гипотетическую ситуацию, через 1тановку перед ними вопросов типа <А что было бы,?сли...?>. 1том же направлении работают вопросы, при ответе на которые 1 Обходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения,

творчески их применять в возникшей ситуации. Неплохие " таты дают задания, предполагающие внимательное изучение кал либо объекта с целью увидеть и описать его особенности.

Существенно развивают детей и способствуют проявленн) интеллектуальной одаренности задачи, связанные с практиче применением полученных в школе знаний. Активизировать кц тельные процессы ребенка можно путем постановки перед ним ний познавательного характера (<соотнесите...>, <перечислвД <расскажите...>, <сформулируйте...>, <установите...>, <опишщ <назовите...>), заданий на понимание (<расскажите своими* ми...>, <опишите, что вы чувствуете...>, <покажите взаимосвц <объясните смысл...>), заданий на сферу применения (<{ монстрируйте...>, <объясните цель...>, <воспользуйтесь этим,", решить...>), заданий аналитического характера (<разложит составляющие...>, <объясните причины...>, <сравните...>, <расс1 по порядку...>, <классифицируйте...>, <объясните, почему...> ний синтетического характера (<создайте...>, <объедините а знаку...>, <что произойдет, если соединить...>, <придумайте дру[ риант...>, <есть ли иная причина...>), заданий оценочного (<определите...>, <установите нормы...>, <отберите и выберу, <выскажите замечания...>, <выберите то, что вам болыц1 нравится...>, <что вы думаете о...>).

Все сказанное о выявлении и путях развития детск ренности требует психодиагностики, которая должна пронд весь процесс работы с ребенком с начала и до конца, от л ния первых признаков его одаренности до оценки результат вивающего обучения.

Под психодиагностикой уровня познавательного развитеЦ собностей детей имеется в виду работа, направленная на оц? тигнутого уровня интеллектуального развития с целью совер вания обучения и воспитания, ускорения психосоциального ния и развития детей, включая их восприятие, внимание, во ние, память, мышление, речь, двигательные умения и навыки специальные способности.

Восприятие детей можно изучать с точки зрения его< свойств: предметности, константности, объективированносга ленности,- ставя и решая вопросы его развития в онтогенез годятся (при условии их адаптации к детям соответствуюид раста) практически все методы изучения аналогичных свойС рые применяются на взрослых. Особое внимание в процент ностики восприятия у детей уделяется становлению и развййЙ цептивных действий-тех внешних и внутренних операиЙ зультате которых складывается правильный образ предмет представляющий в голове человека его свойства.;)> При изучении такого познавательного процесса, каким внимание, прежде всего стараются выяснить, каким оно я ребенка: непроизвольным, произвольным, непосредственЙ средствованным, а также установить основные показатели

дбъем, устойчивость, переключаемость и распределение, способность "длительной концентрации, периодические колебания и ряд других.

В процессе исследования воображения детей применяются разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ре-(,енка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда, одно-начных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сде-дать нельзя, так как художественно-изобразительные умения дегтей дще слабо развиты. Ребенок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить. О представлениях детей также можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям цли предметам. Однако и здесь желательно делать скидку на то, дасколько хорошо ребенок овладел речью. Особенно богатый материал для выводов о детских представлениях дает анализ продуктов их фантазии.

Для психологического изучения мышления детей разработано и применяется много различных методов. Это и тесты интеллекта, и специальные методики, направленные на изучение процесса формирования понятий, и разнообразные логические задачи, предлагаемые ребенку в наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-'логической форме. К тому, что уже говорилось о психодиагностике мышления ребенка при помощи этих методов, следует добавить, что такая психодиагностика должна быть комплексной. Судить об уровне развития мышления ребенка только на основе изучения процесса формирования понятий или, например, решения классических задач Ж. Пиаже нельзя. Наряду со словесно-логическим мышлением обязательно должно изучаться наглядно-образное мышление ребенка. Лишь совокупность показателей, характеризующих разные виды пышления, позволяет в целом судить об уровне общего интеллекту-мьного развития ребенка. Все мыслительные задачи, предлагаемые <стям, должны быть интересными для них. Только в этом случае Удастся полностью представить и описать детское мышление. Иногда №ти показывают низкие результаты по тестам интеллекта не потому, не способны думать, а по той причине, что тестовые задания "Росто для них неинтересны.

В процессе психодиагностического исследования речи ребенка Снимаются во внимание фонетика, грамматика, словарный запас, таксис и семантика, множество других частных показателей рече--"о развития, вытекающих из этих основных параметров речи. Осо- внимание уделяется исследованию речи как средства общения и

-бщения (мышления), а также использованию речи для произ-ьного управления психическими процессами и состояниями (старение произвольности познавательных процессов и поведения). Имеется серия специальных тестовых упражнений, направленных изучение двигательной активности ребенка и одновременно на чтие этой активности. Психологов особенно интересует произ-; ость движений, регулируемых речью, их использование ребенком в учении и в процессе решения различных творческих задач рактеристика двигательной активности ребенка, в особенное ручных движений, является одним из важнейших показателеЦ общего психологического развития наряду с мышлением и р

Когда говорят о психодиагностике способностей детей, н в виду их изучение и развитие под углом зрения существуюи ребенка задатков, а также исследование того, как идет пр формирования способностей под влиянием обучения и воспич Специальную психологическую задачу, связанную с изучение собностей ребенка, представляет определение зоны его потенц ного (ближайшего) развития (по Л. С. Выготскому). Для пр ческого выявления зоны потенциального развития методику диагностики 'необходимо создавать с учетом следующих ос< требований:

Серия задач, предлагаемых ребенку, должна быть лостИ сложной, но доступной для наиболее подготовленной части и дуемых детей данного возраста. 2. Система подсказок, даваемых взрослым, должна быть з продумана и одинакова для всех детей. В число подсказок не сЩ включать прямые указания на то, как решать предложенную з 3. Процедура ведения наблюдения за действиями ребенка на быть заранее определена. -1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: