Организационные правила

Реализация принципа формализации, прежде всего, предполагает выработку неких сознательно задаваемых стабильных поведенческих моделей – организационных правил, наличие которых избавляет современную организацию от необходимости:

a) в каждой ситуации, с которой сталкивается организация, вырабатывать и реализовывать свои управленческие и поведенческие модели;

b) вводить тотальный надзор и контроль за всеми сторонами жизни и деятельности членов организации.

С помощью правил в организации реализуются такие функции:

- коммуникационная – стандартизация информационных потоков, объяснение требований руководства, доведение целей; правила несут определенную информацию об организации и ее членах;

- стимулирующая – установление критериев, стандартов и параметров оценки труда и дисциплины. Правила помогают абстрагироваться от личных качеств и межличностных отношений. Вся система стимулирования строится на определенных правилах и нормах.

- дистантная – правила позволяют управлять организацией и контролировать работу без непосредственного наблюдения за работниками или трудовыми процессами.

- девиационная – любые правила, допускающие небольшие и разумные отклонения, увеличивают поведенческую эффективность организации.

Виды правил:

1) Правила-инструкции. Правила, содержащие описания полномочий, зон ответственности, уровней принятия решений, а также технологических процессов и отдельных операций.

2) Правила-нормы. Правила, фиксирующие особенности взаимоотношений между уровнями иерархии, подразделениями одного уровня, а также особенности деятельности (регламенты) коллективных органов (советов, собраний и т.п.).

3) Правила-конвенции (договоренности). Это большей частью «неписанные» правила, которые фиксируют особенности взаимоотношений между членами организации. Частично такие правила могут прописываться в положениях о подразделениях и описаниях штатной структуры организации. Такой вид правил фиксируется также во внутренних договорах (договор с временных трудовым коллективом).

4) Правила-традиции. Это также «неписаные» нормы, которые в большей степени являются элементами организационной культуры.

Правила – более эффективное средство формализации, чем приказы или предоставление свободы членам организации. Потому что:

- правила не носят избирательный характер, они общи для всех;

- правила формулируются в первую очередь с учетом общеорганизационных целей;

- правила есть отражение представлений о разумности и рациональности поведения персонала организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: