Под организационной структурой понимают логически взаимосвязанные отношения функциональных областей и уровней управления, выстроенные для наиболее эффективного достижения целей организации.
Структура – это результат горизонтального и вертикального разделения труда в организации.
С одной стороны, структура задает критерии и параметры группировки людей в
подразделения, а подразделений – в организацию, с другой– структура формирует систему властных, распределительных и коммуникационных взаимодействий между организационными элементами.
Механизмы координации деятельности
Взаимное согласование
Координация осуществляется самими работниками на основе простого процесса неформального общения между ними. Этот механизм координации чаще всего реализуется в маленьких, простых, а также адхократических организациях (по классификации Г.Минцберга).
Организации, в которых работает этот механизм, в малой степени нуждаются в организаторе и руководителе. Если говорить о механизмах координации 1 уровня, то взаимное согласование эффективно работает в основном на базе структур и правил (конвенций), а не на базе власти и полномочий.
|
|
Прямой контроль
Этот механизм дополняется новым звеном – координатором (менеджером, руководителем), который определяет и распределяет задания, непосредственно руководит и контролирует работу членов организации. В общем, осуществляет то, что в классическом менеджменте называется функциями управления. Этот механизм типичен для предпринимательских, простых или харизматических организаций, он основан на почти единоличной власти менеджера и в гораздо меньшей степени опирается на структуру и правила.