4.1.1 Понятие государственных расходов
Государственные расходы напрямую определяют обоснованность, своевременность и достаточность финансового обеспечения задач и функций государства. Они создают финансовые условия для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают их ценность.
Государственные расходы — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих деятельность государства в области распределения и использования государственных денежных средств в целях реализации им своих функций и выполнения стоящих перед ним задач.
Главным назначением расходов государства является то, что они служат для обеспечения выполнения государственной властью своих внутренних и внешних функций. Затраты государства на расширенное воспроизводство, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, оборону страны, управление и т. д. являются государственными расходами.
Государственные расходы — понятие более широкое, чем расходы бюджетов, однако через бюджет государство расходует основную массу денежных средств, потому что государственные расходы охватывают расходы бюджетов всех уровней, специальных внебюджетных фондов, а также расходы всех государственных хозрасчетных образований. Расходы выступают в виде как централизованных расходов (и это расходы бюджетов), так и децентрализованных расходов.
|
|
Совокупность всех расходов государства составляет систему расходов. Все они осуществляются на основе действующего законодательства и в соответствии с бюджетной классификацией.
Государственные расходы можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от государственного устройства различают:
· республиканские расходы;
· местные расходы.
В зависимости от характера, участия в общественном производстве выделяют:
· финансирование оборотных средств (текущие расходы);
· финансирование основных фондов (капиталовложение);
· создание резервов.
Расходы бюджетов (централизованные) являются объективной экономической категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны, это повторяющиеся ежегодно расходы, связанные с функционированием учреждений и организаций социально-культурного назначения (школы, вузы, больницы, социальное обеспечение и др.), и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (строительство жилья, реконструкция, метро).
Как и при мобилизации денежных средств, данные правоотношения характеризуются неравенством сторон. Государство или уполномоченный им орган устанавливает в одностороннем порядке виды и нормы расходов, объекты финансирования и строго взыскивает за любые нарушения государственных предписаний по расходованию денежных средств.
|
|
Существует два метода расходования государственных денежных средств:
· финансирование;
· кредитование.
Расходование средств из бюджета производится главным образом путем финансирования: на принципах безвозвратности, безвозмездности, целевого использования средств, соблюдения режима экономии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуществления постоянного контроля за эффективным использованием средств.
В новых экономических условиях наряду с финансированием допускается расходование бюджетных средств на возвратной основе, путем предоставления бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Бюджетный заем — денежные средства, выданные временно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на эту сумму.
Бюджетная ссуда — денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению.
Строго целевое использование денежных средств — важнейший принцип расходования.
Другими принципами являются:
· срочность;
· максимальная эффективность использования денежных средств;
· осуществление финансового контроля за строгим соблюдением финансовой дисциплины;
· режим экономии.
Бюджетное финансирование в первую очередь обеспечивает функционирование учреждений и организаций непроизводственной сферы, которые в создании материальных ценностей не участвуют и национального дохода не создают.
В условиях рыночных отношений присутствует и такой вид расходов, как инвестиция. Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность выделения из бюджетов (особенно местных) определенного количества денежных средств на инвестиции. Однако такой вид расходов в Республике Беларусь еще не получил должного развития.