Правовые Основы сметно-бюджетного финансирования

4.1.1 Понятие государственных расходов

Государственные расходы напрямую определяют обосно­ванность, своевременность и достаточность финансового обеспечения задач и функций государства. Они создают фи­нансовые условия для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают их ценность.

Государственные расходы — совокупность финан­сово-правовых норм, регулирующих деятельность государ­ства в области распределения и использования государственных денежных средств в целях реализации им своих функций и выполнения стоящих перед ним задач.

Главным назначением расходов государства является то, что они служат для обеспечения выполнения государственной властью своих внутренних и внешних функций. Затраты государства на расширенное воспроизводство, удовлетворе­ние социально-культурных потребностей общества, оборону страны, управление и т. д. являются государственны­ми расходами.

Государственные расходы — понятие более широкое, чем рас­ходы бюджетов, однако через бюджет государство расходует ос­новную массу денежных средств, потому что государственные расходы охватывают расходы бюджетов всех уровней, специальных внебюджетных фондов, а также расходы всех государственных хозрасчетных образований. Расходы выступают в виде как централизованных расходов (и это расходы бюджетов), так и децентрализованных расходов.

Совокупность всех расходов государства составляет систему расходов. Все они осуществляются на основе действующего законодательства и в соответствии с бюджетной классификацией.

Государственные расходы можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от государственного устройства различают:

· республиканские расходы;

· местные расходы.

В зависимости от характера, участия в общественном производстве выделяют:

· финансирование обо­ротных средств (текущие расходы);

· финансирование основных фондов (капиталовложение);

· создание резервов.

Расходы бюджетов (централизованные) являются объективной экономической категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны, это повторяющиеся ежегодно расходы, связанные с функционированием учреждений и организаций социально-культурного назначения (школы, вузы, больницы, социальное обеспечение и др.), и новые, вводимые в предстоящий бюджетный период (строительство жилья, реконструкция, метро).

Как и при мобилизации денежных средств, данные правоотно­шения характеризуются неравенством сторон. Государство или уполномоченный им орган устанавливает в одностороннем порядке виды и нормы расходов, объекты финансирования и строго взыскивает за любые нарушения государственных предписаний по расходованию денежных средств.

Существует два метода расходования государственных де­нежных средств:

· финансирование;

· кредитование.

Расходование средств из бюджета производится главным образом путем финансирования: на принципах безвозвратности, безвозмездности, целевого использования средств, соблюдения режима экономии, срочности (в рамках одного бюджетного года), осуществления постоянного контроля за эффективным использованием средств.

В новых экономических условиях наряду с финансированием допускается расходование бюджетных средств на возвратной основе, путем предоставления бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Бюджетный заем — денежные средства, выданные временно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на эту сумму.

Бюджетная ссуда — денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местного бюджетов для использования по целевому назначению.

Строго целевое использование денежных средств — важнейший принцип расхо­дования.

Другими принципами являются:

· срочность;

· максимальная эффективность использования денежных средств;

· осуществление финансового контроля за строгим соблюдением финансовой дисциплины;

· режим экономии.

Бюджетное финансирование в первую очередь обеспечивает функционирование учреждений и организаций непроизводственной сферы, которые в создании материальных ценностей не участвуют и национального дохода не создают.

В условиях рыночных отношений присутствует и такой вид расходов, как инвестиция. Законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность выделения из бюджетов (особенно местных) определенного количества денежных средств на инвестиции. Однако такой вид расходов в Республике Беларусь еще не получил должного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: