Финансирование бюджетных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет бюджетных учреждений.
Смета расходов — основной финансовый план учреждения, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета на содержание учреждений и на осуществление централизованных мероприятий. Действует смета в течение финансового (бюджетного) года: с 1 января по 31 декабря (включительно).
Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием денежных (бюджетных) средств.
Сметы подразделяются на индивидуальные, сметы централизованных мероприятий, сводные, сметы по внебюджетным средствам.
Индивидуальная смета — смета, отражающая особенности расходования денежных средств отдельного государственного учреждения. В индивидуальных сметах имеется три основные группы статей расходования денежных средств:
|
|
1) текущие расходы (заработная плата, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды и т. п.);
2) субсидии и текущие трансферты (пенсии, пособия, стипендии и т. д.);
3) капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение оборудования и предметов длительного пользования).
Сметы централизованных мероприятий составляются министерствами, госкомитетами, отделами и управлениями исполкомов на расходы, связанные с проведением таких централизованных мероприятий, как конференции, выставки, съезды учителей, судей и т. д.
Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет учреждений, входящих в одно ведомство, и смету расходов на централизованные мероприятия.
Смета по внебюджетным средствам состоит из четырех частей:
1) доходов;
2) расходов;
3) налогов и отчислений;
4) превышения доходов над расходами и направления расходования превышения, остающегося в распоряжении учреждения.
Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов, которые включают следующие основные разделы:
1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением поквартально и направлением расходов;
2) оперативно-производные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, их наполняемость, число коек в больнице, число студентов и т. д.);
3) расчеты по отдельным статьям сметы.
|
|
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер.
Размеры расходов бюджетных учреждений определяются нормами. Норма расходов — установленный компетентным органом размер затрат на расчетную единицу. По содержанию нормы расходов делятся на материальные и денежные.
Материальные нормы — размеры затрат в натуральном выражении (расход электроэнергии на 1 м. кв. площади или количество калорий на одного ребенка в садике).
Денежные нормы — стоимостное выражение материальных затрат (стоимость расходов электроэнергии на 1 м. кв. освещаемой площади, стоимость питания одного ребенка в день в садике).
Формирование и исполнение сметы осуществляются на основании нормативных актов. Деятельность по составлению, удержанию и исполнению сметы неразрывно связана со стадиями бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Проекты смет составляются во время разработки проекта бюджета.