Что это такое?
Умение задавать вопросы позволяет вам получить достоверную информацию от другого лица или выяснить его мнение о чем-либо. Различают два основных вида вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы служат для того, чтобы побудить кого-либо предоставить вам конкретную информацию, например о том, что кто-то думает или чувствует. Они используются и для того, чтобы вовлечь людей в разговор. Открытые вопросы обычно начинаются со слов что, когда, почему, кто, который, где или как. Такие вопросы приглашают к разговору, активизируют участие и заинтересованность. Открытый вопрос предоставляет различные возможности для ответа и тем самым помогает укрепить контакт и улучшить взаимопонимание. Эти вопросы задают, например, чтобы что-то выяснить и помочь человеку обнаружить что-либо самому. Закрытые вопросы используются для того, чтобы что-то подчеркнуть либо услышать в ответ «да» или «нет». С помощью этих вопросов вы можете направить разговор в нужное вам русло. Они
также могут служить способом быстрого получения конкретной информации. К сожалению, закрытые вопросы менее полезны, чем открытые, поскольку обычно на них отвечают только «да» или «нет».
|
|
Чтобы составить полную картину, нужно задавать как можно больше открытых вопросов.
Открытые и закрытые вопросы, в свою очередь, подразделяются на следующие виды.
• Информационные вопросы — вопросы, предназначенные для получения достоверной информации.
• Вопросы на конкретизацию — вопросы, побуждающие человека мыслить в определенном направлении. Возможности ответа на такие вопросы ограничены, а следовательно, и получаемая информация оказывается ограниченной. Задавая такие вопросы, вы демонстрируете свои профессиональные навыки.
Вопросы множественного выбора — вопросы, предполагающие выбор.
• Наводящие вопросы — вопросы, ответы на которые уже предполагаются; они основываются на ожиданиях и прогнозах того, кто их задает.
• Составные вопросы (составленные из нескольких вопросов).
• Вопросы о мнении — вопросы, цель которых — узнать позицию другого человека.
Как это применяется?
Задавайте как можно больше вопросов, чтобы вовлечь человека в разговор, покончить с неопределенностью, получить ценную информацию и познакомиться с новыми идеями, а также избавиться от устаревших представлений. Поступая таким образом, вы можете, например, придать обсуждению более конкретный характер, выработать более обоснованные решения и проявить свое уважение и интерес к человеку.
Ниже перечислены вопросы, которые не следует задавать в процессе коучинга команды.
• Критические и иронические вопросы — вопросы, которые уличают другого человека в непрофессионализме или ставят под сомнение его способности. Эти вопросы приводят к тому, что между руководителем и служащими возникает пропасть, и могут породить неприязнь, враждебность и безынициативность. Определенную критику содержит, например, вопрос: «Почему вы не выполнили работу в срок?», в то время как вопрос: «Не могли бы вы объяснить, как случилось, что вы не уложились в отведенный срок?» — это приглашение вместе поискать причину несоблюдения графика.
|
|
• Раздражающие вопросы — вопросы, которые задают, чтобы проверить, не ошибается ли человек; вопросы этого типа предполагают, что руководитель смотрит на подчиненного сверху вниз.
• Наводящие вопросы, провоцирующие служащего дать тот или иной ответ, который, кстати, может оказаться и неправильным. Таким, например, является вопрос: «Вы не смогли уложиться в срок, потому что у компании были другие проблемы?». В результате руководитель может получить только тот ответ, который сам ожидает услышать, и изучить проблему более тщательно становится невоз-
можно.