Античная философия пыталась решить проблему бытия человека в мире, но все больше приходила к выводу, что человек своими собственными усилиями не может стать счастливым, не может ничего
Тема 11. Средневековая христианская философия
добиться. Человек слишком слаб перед силами природы, а потому люди все чаще обращались «внутрь себя» в поисках «сверхъестественного». Так возникла религиозно-философская школа неоплатонизма, которая подготовила почву для философского объяснения христианства и его широкого распространения.
Отличие христианской философии от античной. Средневековая христианская философия отличается от античной принципиально иной нравственно-мировоззренческой парадигмой. Если античный идеал — это созерцательный разум, отсутствие страстей, апатия, презрение к страху, то христианское мироощущение насыщено эмоциями. В нем появляется смысл индивидуальной человеческой жизни как обретение спасения и вечного блаженства в Боге.
Филон Александрийский: попытка объединить греческую и еврейскую философию. Филона Александрийского (ок. 10—15 гг. до н.э. —• середина I в: н.э.) можно считать предшественником Отцов церкви, т.е. мыслителей, которые разработали христианское церковное учение как таковое. Филон был иудеем по происхождению. В своих работах он впервые попытался объединить греческую философию и иудейскую теологию.
|
|
философия Филона базировалась на представлении о Боге как
высщем существе, трансцендентном (т.е. потустороннем) миру, в силу чего Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром. Для этого Ему необходим посредник. Этим посредником у Филона становится Логос, понятие, которое Филон заимствует из греческой философии и которое он интерпретирует как «перворожденный Сын несотворенного Отца» или «Второй Бог». Логос способен воздействовать на телесный мир, так как мир создан Богом в соответствии с Логосом и при помощи него.
Значение Филона в том, что он подготовил почву для христианского понимания Логоса, который по церковной традиции, берущей начало от евангелиста Иоанна, отождествляется с Христом.-
Периодизация христианской философии. Существует несколько вариантов периодизации христианской философии. Ниже приводится один из распространенных вариантов:
1) евангельский период (I в. — середина II в.) — время формирования евангельских текстов и посланий апостолов;
2) патристика (от лат. ра^ег — отец, II—VI вв.). В это время жили и творили Отцы Церкви, т.е. люди, которые внесли наибольший вклад в разработку христианских доктрин. Разрабатываются основы
\ Парадигма — установка, образец для решения задач..
|
|
Раздел ГУ. Философия средних веков
христианской веры, формируется Символ веры, обрядность, догмы. В рамках этого периода выделяют еще один период — апологетический (от греч. «говорю в защиту»). Различают два вида апологетики:
греко-византийский и латинский.
3) схоластика (от греч. зспо1а5пко5 — «школьный», «ученый», VII— XIV вв.). Особенность схоластики в том, что выводы делались при помощи логики и рассуждений, которые опирались на церковные догмы. Это путь рационального постижения христианских истин. При помощи схоластики создавалось богословие.
Основные проблемы христианской философии — это теологические проблемы. Они связаны с важнейшими для религиозной философии понятиями, такими как троичность Бога, Боговоплощение (или проблема инкарнации), отношение свободы и благодати, соотношение веры и разума.