Переход от античной к христианской философии

Античная философия пыталась решить проблему бытия человека в мире, но все больше приходила к выводу, что человек своими соб­ственными усилиями не может стать счастливым, не может ничего

Тема 11. Средневековая христианская философия

добиться. Человек слишком слаб перед силами природы, а потому люди все чаще обращались «внутрь себя» в поисках «сверхъестествен­ного». Так возникла религиозно-философская школа неоплатонизма, которая подготовила почву для философского объяснения христиан­ства и его широкого распространения.

Отличие христианской философии от античной. Средневековая христианская философия отличается от античной принципиально иной нравственно-мировоззренческой парадигмой. Если античный идеал — это созерцательный разум, отсутствие страстей, апатия, пре­зрение к страху, то христианское мироощущение насыщено эмоция­ми. В нем появляется смысл индивидуальной человеческой жизни как обретение спасения и вечного блаженства в Боге.

Филон Александрийский: попытка объединить греческую и еврейскую философию. Филона Александрийского (ок. 10—15 гг. до н.э. —• сере­дина I в: н.э.) можно считать предшественником Отцов церкви, т.е. мыслителей, которые разработали христианское церковное учение как таковое. Филон был иудеем по происхождению. В своих работах он впервые попытался объединить греческую философию и иудей­скую теологию.

философия Филона базировалась на представлении о Боге как

высщем существе, трансцендентном (т.е. потустороннем) миру, в силу чего Бог не может вступить в непосредственный контакт с миром. Для этого Ему необходим посредник. Этим посредником у Филона становится Логос, понятие, которое Филон заимствует из греческой философии и которое он интерпретирует как «перворож­денный Сын несотворенного Отца» или «Второй Бог». Логос спосо­бен воздействовать на телесный мир, так как мир создан Богом в со­ответствии с Логосом и при помощи него.

Значение Филона в том, что он подготовил почву для христиан­ского понимания Логоса, который по церковной традиции, берущей начало от евангелиста Иоанна, отождествляется с Христом.-

Периодизация христианской философии. Существует несколько ва­риантов периодизации христианской философии. Ниже приводится один из распространенных вариантов:

1) евангельский период (I в. — середина II в.) — время формирова­ния евангельских текстов и посланий апостолов;

2) патристика (от лат. ра^ег — отец, II—VI вв.). В это время жили и творили Отцы Церкви, т.е. люди, которые внесли наибольший вклад в разработку христианских доктрин. Разрабатываются основы

\ Парадигма — установка, образец для решения задач..


Раздел ГУ. Философия средних веков

христианской веры, формируется Символ веры, обрядность, догмы. В рамках этого периода выделяют еще один период — апологетичес­кий (от греч. «говорю в защиту»). Различают два вида апологетики:

греко-византийский и латинский.

3) схоластика (от греч. зспо1а5пко5 — «школьный», «ученый», VII— XIV вв.). Особенность схоластики в том, что выводы делались при помощи логики и рассуждений, которые опирались на церковные догмы. Это путь рационального постижения христианских истин. При помощи схоластики создавалось богословие.

Основные проблемы христианской философии — это теологические проблемы. Они связаны с важнейшими для религиозной философии понятиями, такими как троичность Бога, Боговоплощение (или про­блема инкарнации), отношение свободы и благодати, соотношение веры и разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: