Цивилизационый (плюрально-циклический) подход

Основан на идее развития неповторимых национальных культур. История – пространство, заполненное регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями.

Одним из основоположников считается французский писатель и социолог и.т.п. граф Жозеф Артюр де Гобино. В книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855) он выделил 10 цивилизаций (индийскую, египетскую, ассирийскую, эллинскую, китайскую, италийскую, германскую, аллеганскую, мексиканскую и андскую), каждая из которых проходит свой собственный путь развития.

Полигенизм – учение, отрицающее единство человеческого рода. Человеческие расы отличаются между собой, по мнению Гобино, по «красоте», по физическим признакам, по психологическим качествам и по различной способности создавать и усваивать культуру. Дикие в настоящее время народы останутся таковыми навсегда. Культура одной расы не может проникнуть в среду людей другой расы.

Культурно исторические типы по Данилевскому

Русский историк, славянофил Николай Яковлевич Данилевский в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо – Романскому»(1869) выделяет десять основных культурно-исторических типов, обладающих самобытным набором признаков:

1. египетский

2. китайский,

3. ассирийско-вавилон-финикийский (халдейский, или древнесемитический),

4. индийский,

5. иранский,

6. еврейский,

7. греческий,

8. римский,

9. ново-семитический (аравийский),

10. германско-романский (европейский).

К этому списку добавляются погибшие американские типы: мексиканский и перуанский, а также славянский, которому еще предстоит расцвести.

Идея о нелинейном движении истории была воспринята славянофилами, доказавшими самобытность русской культуры.

Циклическое развитие культуры по Шпенглеру

Сторонник циклического развития культуры Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918)

Выделял в истории 8 культурных типов:

1. Египетский,

2. Индийский,

3. Вавилонский,

4. Китайский,

5. Античный (апполоновский),

6. Европейский («фаустовский»),

7. Византийско-арабский (магический),

8. Культуру Майя

Шпенглер полностью отвергает единство мировой культуры.

О. Шпенглер: «Вместо монолитной картины линеобразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрыв галаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур…у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная смерть» («Закат мира Запада»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: