Этносы по Гумилеву

Русский ученый (историк культуры, философ культуры) Лев Гумилев, опираясь на установки теории локальной цивилизации(на работы Н. Данилевского и историков «евразийского» направлении), рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос.

Этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа.

Пассионарность – биопсихическая энергия, рождаемая сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности.

Пассионарный дух это то, что придает этносу историческую динамику, активность. Результатом ее являются успешные завоевательные войны, создания государства, расцвет культуры.

Харизматик, харизма – сила которой обладает историческая личность, которая ведет за собой и способствует, чтобы люди шли за этой личностью.

Пассионарный этнос- сила. Например, татаро-монголы. Племя во главе с Чингиз Ханом, становится огромной силой, которая подчиняет себе Китай, другие страны. Обладали чудовищной пассионарностью. Но со временем они растеряли пассионарность.

Постепенно пассионарная энергия растрачивается в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, поглощается другими, поднимающимися цивилизациями и часто бесследно исчезает, входя в состав другого этноса (суперэтноса).

Заключение

По поводу многообразия концепций культурно-исторического развития.

Даниэл Белл – американский социолог (теоретик постмодернитского общества) предложил особую социологическую категорию «осевой принцип», с помощью которой стремился доказать, что общественные институты, отношения и духовные процессы не обусловлены каким-то одним фактором. Одни из них располагаются по одной оси, другие по иной. Также и культурное развитие. В зависимости от того, какой осевой принцип избран, мы получаем ту или иную типологию культуры.

Культурологическая концепция Ницше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: