Широкое внедрение в медицинскую практику психотропных средств началось с середины ХХ века, что принципиально изменило тактику лечения психических заболеваний. Препараты из группы нейролептиков оказывают выраженное антипсихотическое и выраженное успокаивающее действие. Их психоседативный эффект характеризуется общим успокоением – устранением аффективных реакций, снижением беспокойства, тревоги, двигательной активности. Антипсихотическое действие проявляется в устранении бреда и галлюцинаций. Также этим препаратам свойственны: противорвотный, гипотензивный, гипотермический, антигистаминный эффекты.
Транквилизаторы (анксиолитики) уменьшают внутреннее напряжение, тревогу, страхи, что позволяет применять их главным образом при невротических и неврозоподобных состояниях. Эти препараты обладают антифобическим действием, не подавляя положительны эмоций, а даже активизируя их.
Студент должен представлять:
· механизм антипсихотического действия нейролептиков;
|
|
· механизм анксиолитического действия транквилизаторов.
Студент должен знать:
· классификации нейролептиков и транквилизаторов;
· фармакологическую характеристику группы нейролептиков;
· фармакологическую характеристику группы транквилизаторов.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп нейролептиков и транквилизаторов.
Список препаратов к теме:
Хлопромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), этаперазин, трифтазин, фторфеназин деканоат, клозапин (лепонекс), галоперидол, дроперидол, сульпирид, хлозепид, феназепам, мезапам, мепротан, триметозин (триоксазин), алпразолам (ксанакс), транксен, диазепам, грандаксин, буспирон, мебикар.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация нейролептиков. Механизмы их действия. Принципиальные различия типичных и атипичных нейролептиков.
2. Характеристика типичных нейролептиков. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
3. Характеристика атипичных нейролептиков:. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. Определение и классификация транквилизаторов. Механизмы анксиолитического действия.
5. Характеристика агонистов бензодиазепиновых рецепторов. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
6. Характеристика агонистов серотониновых рецепторов Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
|
|
1. Заполните терминологический словарь: анксиолитическое действие, антипсихотическое действие, гипотермическое действие, невроз, психоз, фобия.
2. Выпишите рецепты: а) аминазин в растворе; б) галоперидола деканоат; в) грандаксин.
3. Пользуясь справочной литературой, найдите синонимы данных лекарственных препаратов:
· Рудотель;
· Элениум;
· Реланиум;
· Грандаксин;
· Нозепам;
· Эглонил.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Пациентке 35-и лет в связи с острым психозом назначен лекарственный препарат. На фоне последующего приёма в течение месяца у женщины стали отмечаться тремор головы и рук в покое, обеднение и заторможенность движений. Выставлен диагноз - лекарственный паркинсонизм.
Задания:
· Определите групповую принадлежность назначенного лекарственного средства;
· Перечислите лекарственные средства данной группы, которые не вызывают аналогичного осложнения;
· Укажите, какой противопаркинсонический препарат предпочтительно использовать в данном случае.
Б) Однократное парентеральное применение препарата из группы нейролептиков при гипертермии и судорожных подёргиваниях мышц конечностей (в смеси с димедролом) вызвало у ребёнка опасную гипотензию.
Задания:
· Определите, какой препарат вызвал подобное осложнение;
· Назовите механизм действия данного препарата;
· Объясните причину гипотензии.
Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 16.