Боль – естественная защитная реакция организма на повреждающее воздействие, она имеет приспособительное значение. Выраженный, затянувшийся болевой синдром существенно снижает качество жизни, нарушая её привычный ритм. Для купирования боли используются различные группы препаратов, в том числе наркотические анальгетики. Фармакологические эффекты наркотических (опиоидных) анальгетиков обусловлены взаимодействием с опиоидными рецепторами, расположенными как в ЦНС, так и в периферических тканях. Данные препараты угнетают ЦНС, что проявляется обезболивающим, снотворным, седативным, противокашлевым, противоикотным и другими видами действия. Опиаты также вызывают физическую и психическую лекарственную зависимость.
Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) не вызывают зависимости, они обладают обезболивающим, жаропонижающим, противовоспалительным действием.
Студент должен представлять:
· механизм обезболивающего действия морфина;
|
|
· механизмы формирования лекарственной зависимости от морфиноподобных веществ;
· механизмы обезболивающего и жаропонижающего действия ненаркотических анальгетиков;
· механизм противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков и НПВС.
Студент должен знать:
· классификацию обезболивающих средств;
· классификацию нестероидных противовоспалительных средств;
· фармакологические характеристики групп обезболивающих препаратов и НПВС.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на обезболивающие средства и НПВС;
· оказывать помощь при интоксикации, вызванной наркотическими и ненаркотическими обезболивающими средствами.
Список препаратов к теме:
Морфина гидрохлорид, омнопон, промедол, бупренорфин, буторфанол, фентанил, пентазоцин, просидол, налорфина гидрохлорид, налоксон, трамадол, ацетилсалициловая кислота, анальгин, бутадион, парацетамол, нимесулид, кеторолак, целекоксиб, индометацин, ибупрофен, диклофенак натрия, мелоксикам, ксефокам.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация обезболивающих средств. Принципиальные различия в действии наркотических и ненаркотических анальгетиков.
2. Наркотические (опиоидные) анальгетики. Механизм обезболивающего действия. Фармакокинетика и фармакодинамика опиоидных анальгетиков.
3. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания опиоидных анальгетиков.
4. Отравление морфином и его заменителями. Клиническая картина отравления. Меры помощи.
5. Ненаркотические анальгетики и НПВС. Механизмы обезболивающего, жаропонижающего, противовоспалительного действия. Фармакокинетика и фармакодинамика ненаркотических анальгетиков и НПВС.
|
|
6. Показания и противопоказания к применению, побочные эффекты ненаркотических анальгетиков и НПВС.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: абстиненция, анальгезия, болевой шок, воспаление, дисфория, нейролептанальгезия, опиатные рецепторы, пристрастие, ульцерогенное действие, эйфория, эндорфины.
2. Выпишите рецепты: а) промедол для инъекций; б) ксефокам; в) ибупрофен в суппозиториях; г) нимесулид в гранулах; д) кеторолак триметамин для инъекций.
3. Пользуясь справочной литературой, найдите, синонимам каких препаратов являются данные лекарственные средства:
· Метиндол;
· Флексен;
· Найз;
· Ортофен;
· Артрозан;
· Метамизол натрия;
· Бруфен;
· Стадол;
· Цефекон.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Предложите болеутоляющее средство из группы агонистов опиоидных рецепторов для профилактики травматического шока у ребёнка семи лет.
Задания:
· Обоснуйте свой выбор;
· Укажите возможные осложнения;
· Перечислите препараты из группы агонистов-антагонистов опиоидных рецепторов.
Б) Препарат является производным парааминофенола, обладающим слабой противовоспалительной активностью. Является действующим веществом препаратов: Калпол, Эффералган, Панадол. Считается одним из наиболее безопасных НПВС.
Задания:
· Определите препарат и его групповую принадлежность;
· Укажите, в каких дозах рекомендован данный препарат детям и взрослым в качестве анальгетика-антипиретика;
· Перечислите возможные осложнения со стороны ЖКТ и дайте пациенту рекомендации по их профилактике;
· Перечислите меры помощи при интоксикации данным препаратом.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 19.