Тема 4.2.8. Наркотические и ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства

Боль – естественная защитная реакция организма на повреждающее воздействие, она имеет приспособительное значение. Выраженный, затянувшийся болевой синдром существенно снижает качество жизни, нарушая её привычный ритм. Для купирования боли используются различные группы препаратов, в том числе наркотические анальгетики. Фармакологические эффекты наркотических (опиоидных) анальгетиков обусловлены взаимодействием с опиоидными рецепторами, расположенными как в ЦНС, так и в периферических тканях. Данные препараты угнетают ЦНС, что проявляется обезболивающим, снотворным, седативным, противокашлевым, противоикотным и другими видами действия. Опиаты также вызывают физическую и психическую лекарственную зависимость.

Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) не вызывают зависимости, они обладают обезболивающим, жаропонижающим, противовоспалительным действием.

Студент должен представлять:

· механизм обезболивающего действия морфина;

· механизмы формирования лекарственной зависимости от морфиноподобных веществ;

· механизмы обезболивающего и жаропонижающего действия ненаркотических анальгетиков;

· механизм противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков и НПВС.

Студент должен знать:

· классификацию обезболивающих средств;

· классификацию нестероидных противовоспалительных средств;

· фармакологические характеристики групп обезболивающих препаратов и НПВС.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на обезболивающие средства и НПВС;

· оказывать помощь при интоксикации, вызванной наркотическими и ненаркотическими обезболивающими средствами.

Список препаратов к теме:

Морфина гидрохлорид, омнопон, промедол, бупренорфин, буторфанол, фентанил, пентазоцин, просидол, налорфина гидрохлорид, налоксон, трамадол, ацетилсалициловая кислота, анальгин, бутадион, парацетамол, нимесулид, кеторолак, целекоксиб, индометацин, ибупрофен, диклофенак натрия, мелоксикам, ксефокам.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация обезболивающих средств. Принципиальные различия в действии наркотических и ненаркотических анальгетиков.

2. Наркотические (опиоидные) анальгетики. Механизм обезболивающего действия. Фармакокинетика и фармакодинамика опиоидных анальгетиков.

3. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания опиоидных анальгетиков.

4. Отравление морфином и его заменителями. Клиническая картина отравления. Меры помощи.

5. Ненаркотические анальгетики и НПВС. Механизмы обезболивающего, жаропонижающего, противовоспалительного действия. Фармакокинетика и фармакодинамика ненаркотических анальгетиков и НПВС.

6. Показания и противопоказания к применению, побочные эффекты ненаркотических анальгетиков и НПВС.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: абстиненция, анальгезия, болевой шок, воспаление, дисфория, нейролептанальгезия, опиатные рецепторы, пристрастие, ульцерогенное действие, эйфория, эндорфины.

2. Выпишите рецепты: а) промедол для инъекций; б) ксефокам; в) ибупрофен в суппозиториях; г) нимесулид в гранулах; д) кеторолак триметамин для инъекций.

3. Пользуясь справочной литературой, найдите, синонимам каких препаратов являются данные лекарственные средства:

· Метиндол;

· Флексен;

· Найз;

· Ортофен;

· Артрозан;

· Метамизол натрия;

· Бруфен;

· Стадол;

· Цефекон.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Предложите болеутоляющее средство из группы агонистов опиоидных рецепторов для профилактики травматического шока у ребёнка семи лет.

Задания:

· Обоснуйте свой выбор;

· Укажите возможные осложнения;

· Перечислите препараты из группы агонистов-антагонистов опиоидных рецепторов.

Б) Препарат является производным парааминофенола, обладающим слабой противовоспалительной активностью. Является действующим веществом препаратов: Калпол, Эффералган, Панадол. Считается одним из наиболее безопасных НПВС.

Задания:

· Определите препарат и его групповую принадлежность;

· Укажите, в каких дозах рекомендован данный препарат детям и взрослым в качестве анальгетика-антипиретика;

· Перечислите возможные осложнения со стороны ЖКТ и дайте пациенту рекомендации по их профилактике;

· Перечислите меры помощи при интоксикации данным препаратом.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: