Тема 4.2.7. Психостимуляторы. Ноотропные препараты. Адаптогены

Утомление – естественное состояние организма, развивающееся вследствие повышенных умственных и физических нагрузок. Обычно достаточно продолжительного отдыха, чтобы восстановить резервы организма, но при длительных нагрузках, стресса, применении угнетающих нервную систему средств состояние утомления нуждается в фармакологической коррекции. Психостимуляторы снижают чувство усталости, повышают работоспособность и настроение, особенно при выраженном утомлении. К группе ноотропных средств относят вещества, активирующие высшие интегративные функции мозга, благоприятно влияют на память и обучение (мнемотропное действие), обладают антигипоксическими и нейрометаболическими свойствами.

Адаптогены растительного и животного происхождения обладают тонизирующим действием на организм в целом, включая центральную нервную и сердечнососудистую систему, обладают репаративными свойствами. На фоне их применения повышается общая сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям физическим и психическим нагрузкам.

Студент должен представлять:

· различия в механизмах действия психостимуляторов и ноотропов;

· принцип действия адаптогенов.

Студент должен знать:

· классификации психостимуляторов и ноотропов;

· источники получения адаптогенов;

· фармакологические характеристики психостимуляторов и ноотропов;

· меры помощи при острой и хронической интоксикации кофеином.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп психостимуляторов и ноотропов.

Список препаратов к теме:

Кофеин, кафедрин, амфетамин, псевдоэфедрин, сиднокарб, этимизол, пирацетам (ноотропил, церебрил), фенотропил, фезам, церебролизин, меклофеноксат (центрофеноксин, ацефен), бетасерк, аминалон, пантогам, пикамилон, пиритинол, фенибут, семакс, кортексин, глутаминовая кислота (эпилаптон), такрин, глиатилин, ницерголин, настойка жень-шеня, экстракт элеутерококка жидкий, экстракт левзеи жидкий, настойка плодов лимонника, экстракт родиолы жидкий, настойка аралии, пантокрин, рантарин, цыгапан, апилак, мумиё, трекрезан.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация психостимуляторов. Кофеин. Источники получения. Фармакокинетика. Фармакодинамические эффекты со стороны ЦНС, ЖКТ, ССС, обмена веществ.

2. Показания к применению кофеина, его побочные эффекты, противопоказания.

3. Острое и хроническое отравление кофеином. Профилактика, меры помощи.

4. Ноотропы, определение и классификация.

5. Пирацетам – классический ноотроп. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

6. Адаптогены, определение и классификация. Принципиальное отличие тонизирующего эффекта от психостимулирующего. Фармакодинамика адаптогенов.

7. Показания к применению адаптогенов, побочные эффекты, противопоказания.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: адаптация, аденозин, астенический синдром, гипотония, деменция, мнемотропное действие, стресс, репаративное действие, утомление.

2. Выпишите рецепты: а) кофеин-бензоат натрия в ампулах; б) церебролизин; в) экстракт родиолы жидкий; г) глутаминовую кислоту.

3. Решите ситуационные задачи:

А) Вы – медицинская сестра неврологического отделения. В отделение поступили следующие препараты:

· Глиатилин;

· Такрин;

· Пиритинол;

· Кортексин;

· Пирацетам.

Задания:

· Укажите одну форму выпуска каждого лекарственного препарата из списка;

· Для каждого препарата перечислите два – три показания к применению;

· Какие растворители используют для инъекций кортексина?

· Какие побочные эффекты со стороны ЦНС возможны при приёме данных препаратов? Назовите самые распространённые.

Б) Данный препарат является производным метилксантина, оказывающим психостимулирующий и аналептический эффект. Конкурентно блокирует центральные и периферические аденозиновые рецепторы. В высоких дозах облегчает межнейрональную проводимость в спинном мозге, усиливая спинномозговые рефлексы. Повышает умственную и физическую работоспособность, стимулирует психическую деятельность, двигательную активность, укорачивает время реакций, временно уменьшает утомление и сонливость. В малых дозах преобладает эффект стимуляции, а в больших - эффект угнетения нервной системы.

Задания:

· Определите препарат по описанию и назовите его групповую принадлежность;

· Перечислите показания к применению данного препарата;

· Перечислите особенности хранения данного препарата в таблетках и раствора в ампулах.

4. Заполните таблицу «Адаптогены».

Препарат Пример формы выпуска Показания к применению Противо-показания к применению
Женьшеня настойка      
Цыгапан      
Мумиё      
Апилак      
Трекрезан      

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: