Утомление – естественное состояние организма, развивающееся вследствие повышенных умственных и физических нагрузок. Обычно достаточно продолжительного отдыха, чтобы восстановить резервы организма, но при длительных нагрузках, стресса, применении угнетающих нервную систему средств состояние утомления нуждается в фармакологической коррекции. Психостимуляторы снижают чувство усталости, повышают работоспособность и настроение, особенно при выраженном утомлении. К группе ноотропных средств относят вещества, активирующие высшие интегративные функции мозга, благоприятно влияют на память и обучение (мнемотропное действие), обладают антигипоксическими и нейрометаболическими свойствами.
Адаптогены растительного и животного происхождения обладают тонизирующим действием на организм в целом, включая центральную нервную и сердечнососудистую систему, обладают репаративными свойствами. На фоне их применения повышается общая сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям физическим и психическим нагрузкам.
Студент должен представлять:
· различия в механизмах действия психостимуляторов и ноотропов;
· принцип действия адаптогенов.
Студент должен знать:
· классификации психостимуляторов и ноотропов;
· источники получения адаптогенов;
· фармакологические характеристики психостимуляторов и ноотропов;
· меры помощи при острой и хронической интоксикации кофеином.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп психостимуляторов и ноотропов.
Список препаратов к теме:
Кофеин, кафедрин, амфетамин, псевдоэфедрин, сиднокарб, этимизол, пирацетам (ноотропил, церебрил), фенотропил, фезам, церебролизин, меклофеноксат (центрофеноксин, ацефен), бетасерк, аминалон, пантогам, пикамилон, пиритинол, фенибут, семакс, кортексин, глутаминовая кислота (эпилаптон), такрин, глиатилин, ницерголин, настойка жень-шеня, экстракт элеутерококка жидкий, экстракт левзеи жидкий, настойка плодов лимонника, экстракт родиолы жидкий, настойка аралии, пантокрин, рантарин, цыгапан, апилак, мумиё, трекрезан.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация психостимуляторов. Кофеин. Источники получения. Фармакокинетика. Фармакодинамические эффекты со стороны ЦНС, ЖКТ, ССС, обмена веществ.
2. Показания к применению кофеина, его побочные эффекты, противопоказания.
3. Острое и хроническое отравление кофеином. Профилактика, меры помощи.
4. Ноотропы, определение и классификация.
5. Пирацетам – классический ноотроп. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.
6. Адаптогены, определение и классификация. Принципиальное отличие тонизирующего эффекта от психостимулирующего. Фармакодинамика адаптогенов.
7. Показания к применению адаптогенов, побочные эффекты, противопоказания.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: адаптация, аденозин, астенический синдром, гипотония, деменция, мнемотропное действие, стресс, репаративное действие, утомление.
2. Выпишите рецепты: а) кофеин-бензоат натрия в ампулах; б) церебролизин; в) экстракт родиолы жидкий; г) глутаминовую кислоту.
3. Решите ситуационные задачи:
А) Вы – медицинская сестра неврологического отделения. В отделение поступили следующие препараты:
· Глиатилин;
· Такрин;
· Пиритинол;
· Кортексин;
· Пирацетам.
Задания:
· Укажите одну форму выпуска каждого лекарственного препарата из списка;
· Для каждого препарата перечислите два – три показания к применению;
· Какие растворители используют для инъекций кортексина?
· Какие побочные эффекты со стороны ЦНС возможны при приёме данных препаратов? Назовите самые распространённые.
Б) Данный препарат является производным метилксантина, оказывающим психостимулирующий и аналептический эффект. Конкурентно блокирует центральные и периферические аденозиновые рецепторы. В высоких дозах облегчает межнейрональную проводимость в спинном мозге, усиливая спинномозговые рефлексы. Повышает умственную и физическую работоспособность, стимулирует психическую деятельность, двигательную активность, укорачивает время реакций, временно уменьшает утомление и сонливость. В малых дозах преобладает эффект стимуляции, а в больших - эффект угнетения нервной системы.
Задания:
· Определите препарат по описанию и назовите его групповую принадлежность;
· Перечислите показания к применению данного препарата;
· Перечислите особенности хранения данного препарата в таблетках и раствора в ампулах.
4. Заполните таблицу «Адаптогены».
Препарат | Пример формы выпуска | Показания к применению | Противо-показания к применению |
Женьшеня настойка | |||
Цыгапан | |||
Мумиё | |||
Апилак | |||
Трекрезан |
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 18.